МАММ исполняется 25 лет, и новый юбилейный сезон музей открывает россыпью замечательных экспозиций.

В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021» проходит выставка Сары Мун «Однажды где-то, но не здесь…» (до 21 ноября).Сотрудничество МАММ со звездой французской фотографии длится с 1998 года – за это время было показано семь проектов. Новая выставка является своеобразным конспектом творчества замечательного фотографа и видеохудожника. В экспозицию вошли знаковые работы автора, демонстрирующие все многообразие ее творчества: портреты, фотографии моды, серия «Цирк», портреты животных, несколько проектов по классическим сказкам Андерсена, натюрморты, пейзажи, индустриальные съемки последних лет и др.

Выставка с метафорическим названием «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии» (до 15 ноября), также проходящая в рамках биеннале, демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860–1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии. На примерах работ классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова, а также неизвестных авторов – можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую роль в течение этого периода играла фотография.

Вне биеннале музей подготовил пять выставок. Прежде всего, «День за днем» группы «МишМаш» (Миша Лейкин и Маша Сумнина) – творческого и супружеского дуэта, известных российских художников, последовательно развивающих традиции московского концептуализма. В новой работе Over & over «МишМаш» продолжают ироничную игру с наслоением материалов и смыслов. Английское over имеет множество значений, в том числе «поверх», «снова», «в течение» или «на протяжении». Этот проект объединяет общая с другими работами группы «МишМаш» идея – наблюдение за изменениями. Выставка продлится до 15 ноября.

Творчество художника Сергея Шутова – пионера российского видеоарта, экспериментатора, стоявшего у истоков искусства новых медиа, экспонента Венецианской биеннале (2001) – представляет экспозиция «Чужие здесь не ходят» (до 15 ноября).Один из ключевых участников ленинградского и московского андеграунда 1980–1990-х годов и центральная фигура клубной культуры нулевых, Шутов входил в круг «Новой академии» Тимура Новикова, был главным художником легендарного фильма «Асса» (1986), занимался виджеингом в одном из первых московских клубов «Птюч» (1994–1997) и стал родоначальником этого направления.

В экспозиции представлены знаковые произведения Шутова, созданные в 1990–2000-х, когда художник активно исследовал возможности новых компьютерных и звуковых технологий. Среди них ранние видео «Удивительно, какая тишина!» (1994) и «Тайна двух океанов-2» (1994), в которых автор деконструирует советские фантастические фильмы, превращая их в психоделические видеоклипы, интерактивная инсталляция «Чужие здесь не ходят» (2000), видеоинсталляция «Вместо Минотавра» (2003), изображающая гипнотическое путешествие по подземному миру московского метро, и другие видеоработы.

Выставку «Ближе к смыслу» (до 15 ноября)музей посвящает памяти классика российского современного искусства Никиты Алексеева. «В будущем году, если доживу, у меня намечена выставка в МАMМ…» – написал художник в своих заметках 10 марта 2021 года. 26 марта его не стало. Музей, сделавший с Никитой Алексеевым несколько прекрасных проектов и поддерживавший его в последние, очень непростые для него годы жизни, постарался сделать выставку так, как ее задумывал автор.

Персональная выставка арт-группы «ЕлиКука» называется «Сила искусства. Просроченный юбилей» (до 15 ноября). Старинные друзья МАММ решили отпраздновать свой юбилей (Олегу Елисееву и Евгению Куковерову на двоих исполнилось 70 лет) вместе с 25-летием музея, хотя на самом деле их 70-летие случилось в прошлом году. МАММ и арт-группу связывает не одна, а целая серия бесконечно остроумных выставок. В совместном багаже такие проекты, как «Восстание тренажеров миропорядка» (2012), «Пропаганда фотографирования» (2014) и «Шершавый маршрут» (2016). А сейчас, в качестве подарка к знаменательной дате, арт-группа «ЕлиКука» подготовила новый проект, главная идея которого – измерить силу искусства, визуализируя и трактуя это метафорическое выражение совершенно буквально.

Группа «ЕлиКука» (Олег Елисеев, Евгений Куковеров). Сила искусства. Эскиз. 2021. Предоставлено авторами 

МАММ и Tsukanov Family Foundation представляют выставку «Я не здешний, я чужой» (до 15 ноября) памяти Олега Целкова – классика российского и мирового современного искусства, одного из лидеров советского нонконформизма, без которого сложно представить себе историю этого художественного явления. «Я не здешний, я чужой», – говорил о себе Целков. Эти слова предельно точно отражают его бескомпромиссный характер. Индивидуалист, рожденный в эпоху удушливого коллективизма, он до конца жизни не вписывался в «предлагаемые обстоятельства», следуя единственной цели – делать картины, которые до него «не писал ни один художник».

Фото: пресс-служба