Выставка театральной графики Ирины Штенберг, которая откроется 30 марта в галерейном центре «Артефакт» на Пречистенке, приурочена к 180-летию классической редакции знаменитой гоголевской комедии. В экспозиции будут представлены эскизы костюмов к постановкам 1938 и 1951 годов, созданные Штенберг для Тбилисского русского драматического театра им. А.С. Грибоедова, где она служила художником-оформителем. Впрочем, эти работы скорее напоминают книжные иллюстрации, нежели привычные рисунки костюмов к спектаклю, настолько тщательна проработка характеров, отражающая психологию каждого персонажа. «Мы смотрим на ее эскизы и очень ярко представляем себе каждого героя комедии Гоголя, будто перед нами портрет реального человека. В этом заключается магия Ирины Штенберг как театрального художника и мастерство ее как живописца», – считает галерист Елена Зенина.
Кроме графических работ, на выставке можно будет увидеть серию фарфоровых статуэток «Ревизор», выпущенную на Ленинградском фарфоровом заводе к 110-летию постановки, а также книжные иллюстрации и афиши к одноименным спектаклям и фильмам разных лет.
Стоит пояснить, что впервые «Ревизор»был поставлен 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и сразу, по выражению Петра Андреевича Вяземского, стал фактом «литературным, общественным и нравственным». Но, несмотря на то что пьеса имела успех и даже получила одобрение императора Николая I, сам автор был недоволен, поскольку считал, что публика увидела не комедию, обличавшую нравы общества, а водевиль: «Представление “Ревизора” произвело на меня тягостное впечатление. Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виной тому, что меня не поняли». Гоголь продолжил работать над пьесой, и ее последний, ставший каноническим вариант был опубликован лишь в 1842 году.
Выставка будет работать до 22 апреля 2022 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии