Не в обиду Никите Сергеевичу Михалкову, именно «Кинотавр» – главный отечественный кинофестиваль, именно он определяет, что мы будем смотреть в ближайшие 12 месяцев. Вердикт этого года: «чернуха» возвращается – мрачная, эпатажная, но иногда и талантливая.

Сочи в этом году не баловал хорошей погодой: почти всю неделю, что шел «Кинотавр» (с 18 по 25 сентября), штормило, и почти не выглядывало солнце. Природная стихия словно уловила общее настроение конкурса, в котором не было, кажется, ни одного светлого фильма. Хотя, надо отдать должное, были просветы.

Главный приз жюри (председатель – Чулпан Хаматова) отдало мелодраме «Море волнуется раз» Николая Хомерики.

Решение неоднозначное, и многими журналистами было принято в штыки. Главным фаворитом фестиваля считался яркий, острый политический фарс «Капитан Волконогов бежал» (о нем мы еще скажем), ну а «Море…» показалось многим довольно необязательной историей. Это маленькая трагедия первой любви, но без юношеского идеализма. Коля и Саша (Сашу играет Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова – она же получила приз за лучшую женскую роль) мечтают обрести свой персональный эдем в лесной глуши, но обнаруживают в этом эдеме себя постаревших. Кроме того, Сашу мучает по ночам один и тот же кошмар, в котором весь мир гибнет и она тоже, а ее юный Ромео не спешит на помощь.

Режиссеру Николаю Хомерики 46, и это, конечно, главный возраст разочарований. Свое настроение он передал и фильму – любовь обречена, даже самая первая, а значит, лучше и не начинать. Не показывайте «Море…» своим семнадцатилетним детям, лучше поставьте на повтор «Сто дней после детства».

Про то, во что могут вылиться отношения, если не остановить их вовремя, – и другая картина конкурса, «Оторви и выбрось». Она, конечно, ничего не получила в награду, и неудивительно: Кирилл Соколов снял черную комедию (!) о семейном абьюзе. Все-таки сейчас это настолько больная тема, что о ней или серьезно, или никак.

Но вообще-то, в отличие от прошлогоднего «Кинотавра», большинство фильмов конкурса были не о семье, а о социуме. О несчастной студентке соцфака, которая вынуждена подрабатывать стриптизершей, но мечтает о лучшей жизни («Герда» Натальи Кудряшовой).

О четырнадцатилетней девочке из провинциального городка, родившей ребенка и вынужденной скрывать это от окружающих («Ничья» Лены Ланских с явным оммажем «Айке» Сергея Дворцевого).

О курьере-мигранте из Средней Азии, которого решает облагодетельствовать известная актриса – с печальными для нее последствиями («На близком расстоянии» Григория Добрыгина).

Даже «Нуучча» Владимира Нункуева (приз за лучшую режиссуру), действие которой происходит в XIX веке, рассказывает, по сути, о том, что происходит здесь и сейчас: русский каторжник Костя, которого подселяют в якутскую семью, решает показать, кто здесь главный.

Но самым остросоциальным и самым ярким фильмом «Кинотавра» является, конечно, «Капитан Волконогов…» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. В Сочи фильм приехал прямиком из Венеции. Это притча о спасении души отдельно взятого убийцы. Но больше сюжетной интриги (спасется – не спасется) впечатляет картинка, в которой борзые, бритые наголо, похожие на клонов Владимира Маяковского агенты НКВД устраивают натуральный данс-макабр. И ясно же, что это кино не про 1937–1938 годы, а про то, что гораздо ближе.

И, наконец, два авторских блокбастера – «Медея» Александра Зельдовича (приз за лучшую музыку) и «Общага» Романа Васьянова (приз за лучший дебют). Никак вас не утешим: оба эти фильма тоже про то, что все мы умрем, но сначала долго помучаемся. «Медея» – современная версия античной трагедии, обставленная с буржуазным пафосом (саундтрек оркестра Теодора Курентзиса, костюмы Татьяны Парфеновой, в главной роли олигарха Ясона – Евгений Цыганов).

«Общага» – экранизация романа Алексея Иванова «Общага-на-крови», жуткая фантазия на тему юности, которую будущий писатель провел в студенческом общежитии Свердловска. Если вы думаете, что это может быть приятно смотреть (девчонки-студентки в мини, Никита Ефремов с популярной в 1980-е прической маллет), подумайте еще раз: финал фильма развеет последние иллюзии даже у самого оголтелого оптимиста.

Фото: kinopoisk.ru.