Города мира становятся все более «зелеными». К этому нас толкают глобальное потепление и потребность в комфортной среде. Современные прогрессивные экологические проекты превращаются в местные достопримечательности и приманку для туристов. Вот приметы города, который заботится о будущем.
Новая жизнь старых пространств
Чтобы сохранить историческую память и минимизировать вредное влияние на окружающую среду, отслужившие свое объекты не сносят, а перестраивают, адаптируя к современности. Так обретают новую жизнь заброшенные промзоны, железные дороги, аэродромы и свалки. Пример такого подхода – ландшафтный парк Heito в тайваньском городе Пинтунге, возникший на руинах сахарной фабрики, которая работала тут с 1909года. В свое время фабрика была градообразующим предприятием, поэтому то, что от нее осталось, решили не сносить, а интегрировать в новые постройки, сохранив таким образом важную главу местной истории. Все руины идентифицировали и восстановили. Подземные туннели превратились во внутренние дворики, бассейны для сточных вод – в бельведеры, павильоны и детские игровые площадки… При планировке парка дизайнеры брали на вооружение элементы прежней архитектуры. Например, возвели крышу на стальных конструкциях в форме стеблей бамбука – напоминание о стоявшем здесь бамбуковом павильоне, в котором столетие назад принимали с визитом японского императора Хирохито. Так бывшая заброшка превратилась в ландшафтный парк и одновременно исторический музей под открытым небом.
Самый посещаемый в мире пример подобного переформатирования – пожалуй, парк Хай-Лайн на Манхэттене, открытый в 2014 году. Его разбили на месте надземной железной дороги, которую закрыли еще в 1980-м и собирались демонтировать, прежде чем местные жители не убедили власти в необходимости устроить на месте виадука прогулочную аллею. Сейчас утопающий в цветах променад протяженностью 2 км 330 м посещает больше людей, чем любой нью-йоркский музей.
Городские фермы и сады
Зеленый город стремится сам обеспечить себя едой. Для этого в городское пространство внедряют сельское хозяйство: животных и растения выращивают на фермах и в садах в пределах мегаполиса. Среди плюсов такого подхода –экономия энергии, которая тратится на транспортировку продуктов, и решение проблемы утилизации отходов: органика на месте перерабатывается в компост, а сточные воды пускаются на орошение. В роттердамском морском порту с 2019 года функционирует Floating Farm – первая в мире безотходная плавучая ферма. Это трехэтажная платформа из стекла и стали: на верхнем уровне стойла с коровами, на среднем делают йогурти масло, на нижнем – сыродельня. Живущие здесь коровы на особой диете, в которую входят зерно с местной пивоварни и трава со стадиона футбольного клуба «Фейеноорд». Это позволяет пускать в дело отходы и сокращать выбросы, которые образуются при производстве коммерческих кормов для животных. Отходы самих коров тоже не пропадают: из навоза делают садовое удобрение в гранулах, а мочу очищают и перерабатывают в воду, которой этих же коров и поят. В случае наводнения ферме ничего не грозит – она движется вместе с приливом и отливом и сможет работать при любом уровне воды. Необходимую энергию получают на месте: в стойле установлены десятки солнечных панелей, которые производят электричество. Продуктами торгуют в магазине неподалеку, а также развозят на электромобилях по ресторанам Роттердама. Владельцы собираются строить вторую плавучую ферму, только на сей раз для выращивания овощей, и пустить свою идею на экспорт – аналогичный проект вскоре запустят в Сингапуре.
В Лондоне своя городская ферма – знаменитость. Это Growing Underground – бомбоубежище времен Второй мировой, перестроенное в теплицу. Петрушка и руккола, которые выращивают на глубине 33 м, используя гидропонику и LED-лампы, нарасхват в лондонских супермаркетах.
Экологичный транспорт
Транспортная система в зеленом городе организована так, чтобы минимизировать выбросы парниковых газов и дать жителям свободу пользоваться самыми разными средствами передвижения. Инфраструктура в таких городах благоприятствует пешеходам, велосипедистам и тем, кто предпочитает отходящим в прошлое автомобилям, работающим на ископаемом топливе, транспорт на альтернативной энергии, созданный с применением суперсовременных инновационных технологий. В Лас-Вегасе принял первых водителей и пассажиров прототип системы туннелей Vegas Loop. Когда вся эта сеть будет готова, она свяжет подземными дорогами протяженностью 56 км главные точки города – аэропорт, футбольный стадион Raiders и многочисленные казино. 57 тыс. горожан и туристов будут ежечасно перемещаться по Vegas Loop на электромобилях. При этом, например, поездка от аэропорта Лас-Вегаса до Конференц-центра длиной 8 км займет не более пяти минут. В будущем подземную «петлю» планируется дотянуть из Вегаса до Лос-Анджелеса.
В Москве и других российских городах появились два новых кроссовера, пополнивших модельный ряд электромобилей Audi, – SUV Audi e-tron S и Audi e-tron S Sportback.
Обе машины отличают внешняя элегантность, впечатляющие рабочие показатели и прогрессивные технологические решения. Каждая снабжена тремя электродвигателями суммарной мощностью 503 л. с. и электрическим полным приводом quattro, что позволяет разгоняться до 100 км/ч всего за 4,5 с и развивать максимальную скорость 210 км/ч. А высоковольтная аккумуляторная батарея, которой оснащены автомобили, обеспечивает внушительный запас хода без дополнительной зарядки – до 372 км у Audi e-tron S и до 378 км у Audi e-tron S Sportback. Новые модели оборудованы датчиками, которые «приспосабливаются» к индивидуальному стилю вождения и помогают контролировать ход практически на любом дорожном покрытии и в любую погоду. Разработчики также внедрили в новые кроссоверы цифровую систему, обеспечивающую абсолютную точность освещения благодаря светодиодным матричным фарам Digital Matrix LED,состоящим из множества миниатюрных пикселей. Кроме того, каждая модель оснащена виртуальной приборной панелью Audi virtual cockpit plus и системой MMItouch response, которая позволяет управлять функциями информационно-развлекательной системы, телефона, навигационной системы и специализированными функциями e-tron. Впечатляет и такая особенность новых кроссоверов, как виртуальные зеркала заднего вида – то есть изображения, выведенные с внешних камер на высококонтрастные OLED-дисплеи внутри салона. И все эти великолепные характеристики моделей e-tron – при нулевых выбросах CO2 и исключительной шумоизоляции.
Зеленая архитектура
Покрытые зеленью фасады и крыши помогают уменьшить загрязнение воздуха и радуют глаз. Вдобавок висячие сады помогают решать продовольственную проблему – зачастую здесь выращивают растения, попадающие в тарелки горожан. «Отель в саду» Parkroyal Collection Pickering – одно из самых зеленых зданий и без того не бедного растительностью Сингапура. Здание опоясывают многоуровневые террасные сады площадью 15 тыс. кв. м, спроектированные таким образом, чтобы существовать при минимуме ухода: свет и полив обеспечивают солнечные батареи и система сбора дождевой воды. После открытия отеля в 2013 году его создатели, сингапурское бюро WOHA, собрали ворох архитектурных наград, а журнал Forbes включил Parkroyal CollectionPickering в свой список «отелей будущего».
Жилая башня One River North в Денвере только строится, сдать ее должны лишь в 2023 году, но она уже наделала много шуму. Авторы проекта, знаменитые китайцы MAD Architects, считают архитектуру посредником между природой и человеком, и One River North создавали в согласии с этой концепцией. Десять из 18 этажей башни словно расколоты с фасада, а сквозь глубокую трещину прорывается буйная зелень. По словам архитекторов, идею они подглядели у природы штата Колорадо: естественный ландшафт отражается в рукотворном, бетонный лес здания прорастает каньонами, ручьями и водопадами.
Переработка отходов
Зеленый город своими силами перерабатывает мусор, который производит. При этом хотя бы часть отходов идет на производство вторсырья или энергии. Бытовые отходы превращаются в электрическую и тепловую энергию, сточные воды – в биогаз.
Amager Bakke, он же CopenHill, – одна из самых эффектных достопримечательностей Копенгагена. Несколько лет назад это сооружение, соединившее под одной крышей несоединимое – мусоросжигательный завод и горнолыжный курорт, принесло своим создателям, архитектурному бюро B.I.G,множество архитектурных наград. Amager Bakke способен перерабатывать 35 т отходов в час, освобождая сотни тысяч горожан от мусора и давая им взамен электричество и отопление. В это же время на крыше завода действует зона отдыха с круглогодичным искусственным горнолыжным склоном длиной 450 м. Вдоль трассы с синтетическим снегом, куда ходит стеклянный лифт, позволяющий наблюдать по дороге за процессом мусоропереработки, проложены пешеходные тропы и высажены хвойные деревья. Фасад отдан под «самую высокую искусственную стену для скалолазания в мире», а в основании здания – зона апрески с рестораном. Руководитель B.I.G Бьярке Ингельс называет AmagerBakke примером «гедонистической устойчивости» в архитектуре, когда экологичность проекта не идет в ущерб эстетике и практичности.
В шведском Бергене в этом году достроят крупнейшую в мире автоматическую систему вакуумной транспортировки мусора (Automated VacuumCollection, или AVAC), разработанную компанией Envac. На поверхности землиAVAC – это контейнеры футуристического вида, а под землей – разветвленная сеть герметичных стальных труб. Несколько раз в день отходы словно пылесосом всасываются в канализационный туннель и выносятся на станцию сбора, а там уплотняются и запечатываются в контейнеры для дальнейшей переработки или сжигания. Ни запаха, ни грязи, ни крыс. В Бергене длина системы составит 7,5 км, в неделю здесь будет собираться 50 т мусора.
Экологичное строительство
Бетон и сталь, производство которых связано с выбросами углекислого газа, все чаще заменяется альтернативными материалами. И это не только привычные камень и дерево, но и солома, земля, конопля…Во вьетнамском Хойане в прошлом году открыли общественный центр Casamia, спроектированный местным архитектурным бюро VTN Architects.Фантастическая постройка из бамбука держится на бетонном цоколе и состоит в общей сложности из 22 арок, увенчанных традиционной вьетнамской соломенной крышей. Сводчатый потолок, напоминающий готические интерьеры, достигает высоты 9 м. Несмотря на кажущуюся хрупкость, здание очень прочное: место тут ветреное, и бамбуковым аркам предстоит выдержать не один шторм. VTNArchitects, которые имеют большой опыт работы с конструкциями из этого материала, уверены, что Casamia простоит века. Разве что соломенную крышу придется освежить.
В шведском городе Шеллефтео в октябре открылась 20-этажная башня The Wood Hotel от Elite – одно из самых высоких деревянных зданий в мире. Дизайнеры и архитекторы, создавшие проект, далеко за вдохновением не ходили: идиллические лапландские пейзажи, местное лесное хозяйство, шведский дизайн– в Шеллефтео все под рукой. Строили отель из сборных 3D-модулей из ламинированного бруса. Дерево не только красиво стареет – оно еще и фильтрует углекислый газ. Фасад снаружи покрыли прозрачным стеклом – оно защищает от непогоды и сохраняет прохладу в комнатах в жаркие дни, позволяя тем самым экономить на отоплении и кондиционировании.
Экономия земель
Чтобы сохранить нетронутой природу, некоторые сферы деятельности приходится уводить под землю. Сейчас туда активно перемещается транспортная инфраструктура, но это, возможно, только начало. В Саудовской Аравии началось строительство города будущего Неома. Первым кластером, который планируется заселить уже в 2024 году, станет Линия(The Line) – квартал, который протянется на 170 км от Красного моря до северо-западной части страны. Он будет располагаться на трех уровнях: надземном –для пешеходов и двух подземных – для транспорта и инфраструктуры. По расчетам разработчиков, линейная форма и увод инфраструктуры под землю помогут сохранить 95% природного ландшафта.
Со временем город-государство Неом, который появится недалеко от границ с Иорданией и Египтом, должен избавить Саудовскую Аравию от нефтяной зависимости и превратить ее в технологическую державу. Новый мегаполис должен стать крупнейшей безуглеродной системой на планете, которая будет жить на топливе от ветрогенераторов, солнечных батарей и передовых систем, превращающих воду в кислород и водород. Правда, на первом этапе строительства уже возникли проблемы, поскольку инженеры пытались спроектировать город, живущий за счет технологий, которых пока еще не существует.
Фото: vtnarchitects.net, thehighline.org, envacgroup.com, scanmagazine.co.uk, archeyes.com, businessinsider.com, dezeen.com, weforum.org, thenudge.com, landezine-award.com, denverpost.com, nodestinations.com, singapore.com, swedenhk.com, booking.com, twitter.com, pcmag.com, dailysabah.com, kingofthechill.com
Комментарии