Для того чтобы поехать в Иркутск, появился отличный повод – 14 ноября в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва откроется масштабный выставочный проект, посвященный истории и археологии Сибири. Его название – «Сны Сибири» – уже стало культурным брендом. Организованная фондом «Таволга» передвижная выставка, которая несколько лет назад стартовала в Москве, уже была показана в целом ряде городов нашей страны. Сохраняя свою основную идею и концепцию, в каждом новом месте экспозиция видоизменяется – в нее добавляются артефакты, относящиеся к региону, где проходит показ. В Иркутске «Сны Сибири» обогатятся экспонатами эпохи палеолита.

В 1871 году при строительстве Военного госпиталя здесь была найдена первая палеолитическая стоянка в стране. Это событие разрушило прежние научные стереотипы, ведь до этого момента Сибирь воспринималась как регион, бесперспективный для археологии: ученые считали, что обширные территории от Урала до Тихого океана в древности были безлюдны, а потому не имели ни богатой истории, ни следов древних цивилизаций.

В экспозиции в Иркутском художественном музее будет представлено около 40 археологических артефактов, но главными экспонатами станут мальтинские венеры – древние статуэтки женщин, обнаруженные в начале ХХ века в Иркутской области. Созданные более 20 тыс. лет назад, эти находки пополнили мировой фонд палеолитического искусства. Сегодня они хранятся в главных собраниях страны и впервые за много лет будут показаны на своей родине. О том, насколько уникальны и важны сибирские венеры, рассказала Екатерина Липнина, директор НИЦ «Байкальский регион» Иркутского государственного университета: «Ни один археолог в мире точно не скажет, какое количество женских скульптурных изображений сегодня существует, но, по самым условным подсчетам, общая мировая коллекция палеолитических венер насчитывает более 250 экземпляров, которые происходят из 40 местонахождений. Все эти культуры распределены по временному диапазону где-то от 40 тыс. лет до 16 тыс. лет назад. И конечно, абсолютно отдельным явлением от остального европейского мира выглядят находки женских скульптур на стоянках Мальта́ и Буреть в Иркутской области. Всего в Мальте была обнаружена 31 скульптура в разной стадии сделанности. Какие отличия от европейских образов? Во-первых, это множественность форм и размеров статуэток – самая большая порядка 15 см в высоту, а самые маленькие – 2 мм. И для них характерна, в отличие от европейских, выраженная умеренность, потому что все европейские образцы достаточно гипертрофированные в своих формах. А у экземпляров из Мальты очень хорошо проработаны портретные черты. Мы видим конкретный портрет женщины, жившей много десятков тысяч лет назад».

Палеолитические венеры найдут неожиданный отклик в образе «Кондонской Нефертити» эпохи неолита, а хищные и хтонические существа бронзового и железного веков Западной Сибири вступят в диалог с литой пластикой Восточной Сибири тех же периодов. Здесь будет и загадочный скифский ритуальный меч с изображением глаз на гарде, погребальные маски древних жителей Минусинской котловины, которые обладали редчайшими для того времени техниками и мастерством, и «шумящие навершия» в виде фигурок животных – лося и кошачьих хищников, змеи – из Корсуковского клада, выполненных в строгом соответствии с традициями скифо-сибирского звериного стиля.

Взаимосвязь и преемственность древнего и современного искусства в экспозиции продемонстрируют скульптуры «Сэтэр», «Царица» и «Сказка» знаменитого Даши Намдакова, который переосмысливает в своем творчестве искусство древних народов Сибири.

Даши Намдаков. Скульптура «Сказка». 2013 г. Бронза, литье, патинирование. Артфонд Даши Намдакова

Необычный свет и архитектура экспозиции, аутентичная музыка, ольфакторное сопровождение – все это позволит достичь эффекта «полного погружения» в повествование о загадочном прошлом Сибири и ее древних обитателей.

Выставка продлится до 1 марта 2026 года.

Фото: пресс-служба