До конца июля в Центре Вознесенского работает выставка «Вознесенский. ЕЩЁ», посвященная 90-летию поэта.

Проект предлагает впервые посмотреть на Андрея Вознесенского как на художника поп-арта, разделявшего главные принципы этого направления в искусстве: интерес к массовой культуре и ее критике, работа с медиа, обращение к культурным героям современности. Поэт стремился к эмблематичности в своих работах, поддерживал высокую степень публичности, был советской и постсоветской поп-звездой. Помимо этого, имел прямые связи с ключевыми художниками поп-арта – Робертом Раушенбергом, Эдуардо Паолоцци – и совместно работал с ними.

Большую часть выставки занимает визуальная поэзия Вознесенского 1990-х годов. Впервые зритель может увидеть эскизы к знаменитым видеомам и многочисленные рисунки поэта, впоследствии ставшие иллюстрациями к его публикациям. Сам он считал эти работы не менее важными, чем стихи. Вот его собственное свидетельство: «Все говорят, что моя поэзия очень визуальна и метафорична. Есть идеологическое инакомыслие, которое еще могло пройти, если поменять конец или что-то изменить. Художественное же инакомыслие воспринималось всегда в штыки. В качестве образца такого новаторства называли поэму “Мастера”, стихотворение “Я – Гойя”. Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому. А когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта».

Отдельная глава выставки – архитектурные и скульптурные проекты Вознесенского. Это, например, известная многим москвичам масштабная стела «Дружба навеки» на Тишинской площади, которую скульптор Зураб Церетели создал по концепции Андрея Вознесенского. Кроме нее, в экспозиции реконструкция публичной скульптуры «Россия Воскресе» – огромного земного шара, вытянутого в форме яйца, – которая была установлена Вознесенским в Брюсовом переулке в 1993 году.

Фото: пресс-служба