Нью-йоркская галерея ABA выступила организатором развернутой в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств выставки «Шедевры русского искусства из американских коллекций». В экспозиции – произведения величайших мастеров русской живописи: Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина, Николая Рериха, Михаила Ларионова, Александра Яковлева, Бориса Григорьева, Давида Бурлюка, Ивана Пуни, Роберта Фалька, Александры Экстер и др.
Одна из самых компетентных зарубежных организаций, занимающихся популяризацией и продвижением русского искусства и культуры на Западе, галерея ABA за 35 лет своей деятельности организовала десятки выставок по всему свету. Учредители галереи стремятся не только собирать, но и изучать художественное наследие русского зарубежья, а также творчество отдельных представителей целого пласта культуры, утраченного Россией в послереволюционные годы. Регулярные выставки, которые галерея проводит в Москве, позволяют заполнить эту лакуну.
В новом проекте участвуют около 70 произведений, охватывающих два столетия русского искусства, от Ивана Айвазовского до Олега Целкова и Эдварда Беккермана. Пейзажная школа второй половины XIX – начала XX века представлена такими известными именами, как Николай Дубовской, Владимир Федорович, Александр Маковский и Константин Горбатов. Основное ядро этого раздела составляют работы Константина Коровина разных лет, включая его ранний шедевр «Гурзуф» 1912 года, произведения из серии «Парижские бульвары» и замечательный портрет элегантной женщины.
Этот ряд удачно дополняют две картины Сергея Виноградова, который вошел в историю не только как пейзажист, но и как консультант известных коллекционеров живописи французского модернизма, Ивана и Михаила Морозовых.
Наиболее значительной работой и центральным экспонатом выставки является эффектное масштабное полотно одного из младших передвижников и основателей объединения «Союз русских художников» Абрама Архипова «Крестьянки на берегу» (100,5 x 189 см) из знаменитой серии «Торговки». По поводу близкой по формату и композиции работы искусствовед Абрам Эфрос в 1913 году заметил: «Необычно большие масштабы умелых холстов Архипова. Ведь метр на два, таких размеров у него раньше не было!»
Среди представителей более молодого поколения основное место отдано обширному блоку произведений Давида Бурлюка, который охватывает его творчество, включая работы японского, русского и американского периодов: от ранних кубофутуристских композиций до американских портретов 1920-х и экспрессивного натюрморта, исполненного в 1948 году. Интересно, что представленный портрет Василия Каменского 1917 года долгое время считался утерянным.
Среди работ других представителей русского авангарда: «Портрет матери» Владимира Бурлюка 1909 года, уникальные по качеству произведения Роберта Фалька, Ивана Пуни, Александры Экстер, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Владимира Баранова-Россине, а также полотно «Суд Париса» (1912) Бориса Анисфельда – наиболее ранняя из сохранившихся работ с изображением мифологических и библейских сцен, создававшихся художником на протяжении 1910-х годов («Сады Эдема», «Суламифь», «Ревекка у колодца» и др.).
К этому же периоду относятся натюрморты Бориса Григорьева, сангина Александра Яковлева «Борец сумо», долгое время хранившаяся в семье сестры художника в Париже, редкое для российского зрителя произведение Марии Маревны и два американских пейзажа – «Американская идиллия» Сергея Судейкина и «Монэгэн, Мэн» Николая Рериха. «Сейчас, когда выставочные обмены между США и Россией оказались вынужденно замороженными, нам представляется особенно важным напомнить и коллекционерам, и зрителям о невероятном потенциале русского искусства и о новых перспективах, которые открываются перед частными галереями. Я рад, что в ноябре 2021 года москвичи и гости столицы будут иметь возможность увидеть шедевры русского искусства, которые около ста лет не показывались в России», – сказал владелец нью-йоркской галереи ABA Анатолий Беккерман.
Выставка будет работать до 12 декабря 2021 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии