Победители 74-го Каннского кинофестиваля

В конкурсе 74-го по счету Каннского фестиваля было много фаворитов, но «Титан» в их число не входил. Скорее, Жюли Дюкорно отдавали должное – за ту смелость, с которой хрупкая француженка бралась за провокационные темы. Она приезжала в Канны регулярно – начиная со своего короткометражного дебюта «Джуниор». Но прославилась Жюли благодаря боди-хоррору «Сырое» про вегетарианку, одержимую сырым мясом, в том числе человеческим.

В «Титане» она продолжила сочетать несочетаемое. Героиня фильма, малышка Жюстин, любит машины и только их. Любит в самом прямом, плотском смысле этого слова. Особи одного с Жюстин пола, испытывающие к ней сексуальный интерес, воспринимаются ею как препятствие, и устраняет она эти препятствия со смаком и кровью. Зато после удачного свидания с машиной Жюстин беременеет (не спрашивайте как) и рожает ребенка-терминатора.

Шокирующая картинка «Титана», как и «Автокатастрофы», может отвлечь от главной темы, за которую, собственно, и тому и другому фильму дали призы с разницей в 25 лет: человечество вырождается, подлинный интерес и влечение мы испытываем только к техническим новшествам, обладание которыми для многих из нас сродни оргазму.

В победителях Канн в этом году – не только болезнь, но и лекарство. Двойное Гран-при (второй по значимости приз) получили две камерные «обыкновенные» истории. Это «Герой» иранца Асгара Фархади и финско-эстонско-немецко-российское «Купе номер 6» Юхо Куосманена. «Герой» наглядно иллюстрирует российскую поговорку «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» – это фильм про сидящего в долговой тюрьме Рахима, которого отпускают на пару дней разобраться с кредиторами. Рахим на воле находит мешок с золотыми монетами, но вместо того, чтобы с их помощью погасить собственный долг, решает найти хозяина.

Ну а «Купе…» – это история странной встречи финской девушки-лесбиянки с простым русским шахтером Лехой. Встречаются герои картины в купе поезда Москва – Мурманск в конце 1990-х, так что приготовьтесь испытать ностальгию: по алюминиевым чайникам с чаем, по магнитофонам-кассетникам и непременно по спирту «Рояль», который пили в то время везде – от Москвы до самых до окраин. Удивительно, насколько сорокалетнему финскому режиссеру удалось передать гений времени и русский дух, который тут во всем: начиная с почти чеховского названия и заканчивая Юрием Борисовым в роли брутального Ромео – Лехи.

За лучшую режиссуру наградили Леоса Каракса – трагедийный мюзикл «Аннетт» действительно лучший его фильм за несколько лет. К тому же «Аннетт» – картина биографически исповедальная: уже все критики, кажется, увидели сходство сюжета и реальной истории Каракса. Да, оперная дива Аннетт (Марийон Котийяр), которая умирает сначала на сцене, а потом и в жизни, – это погибшая при странных обстоятельствах муза режиссера Катерина Голубева. А страдающий (но и мучающий других) комик-стендапер в исполнении Адама Драйвера – альтер эго самого режиссера.

Обычно самые интересные номинации – «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» – в этом году оказались самыми скучными. В особенности это касается актрисы: норвежка Ренате Реинсве – симпатичная и милая, но кроме невыносимой легкости бытия она предложить, похоже, ничего не может.

По иронии, фильм с ее участием называется «Худший человек на свете» это история отношений тридцатилетней девушки с ее мужчинами и собственным статусом в фейсбуке, в котором пожизненное «все сложно».

Что касается лучшего актера, то им стал Калеб Лэндри Джонс, восходящая артхаусная звезда, знаменитый своими веснушками и букетом отличных ролей в эпизодах («Прочь», «Проект “Флорида”», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). В драме «Нитрам» у него выигрышная роль – серийного убийцы, расстрелявшего 35 человек в австралийском Порт-Артуре в 1996-м. Калеб показывает своего героя как человека с искореженной психикой (реальному убийце поставили диагноз «умственно отсталый»), но этого явно недостаточно, чтобы понять мотивы его поступков.

«Русский след», начатый «Купе номер 6», был продолжен «Петровыми в гриппе» Кирилла Серебренникова. К сожалению, картину наградили только за операторскую работу: на наш взгляд, сюжет «Петровых…» слишком утоплен в русском материале, понять абсурд и одновременно реализм романа Алексея Сальникова (а Серебренников пересказал его близко к тексту) может только наш человек.

В отличие, кстати, от картины «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, получившей главный приз в программе «Особый взгляд». «Кулаки…» – про молодую девушку Аду из маленького шахтерского городка в Северной Осетии. В каждой семье этого города царит патриархат, семья Ады не исключение. Она пытается обрести самостоятельность, но отец держит все под своим контролем, и единственный способ выбраться из этой ловушки – побег. Для международного жюри Канн главное в этой истории, очевидно, – модный феминистский посыл. Но мы-то знаем, что мода здесь ни при чем: каждый день в новостных сводках мелькают сообщения об украденных кавказских невестах, о том, как в Дагестане вламываются в убежища для жертв домашнего насилия. Для нас тема, поднятая в «Кулаках…», актуальна здесь, сейчас, вчера и завтра, то есть вечна.

Приятно, что большая часть фильмов, показанных в Каннах и даже ничего не получивших, найдет своего российского зрителя уже осенью. Точно выйдет «Аннетт», а также новый, очень хороший фильм Франсуа Озона «Все прошло хорошо», ну и, разумеется, «Французский вестник» Уэса Андерсона. Скрестим пальцы за то, чтобы в наши кинотеатры пустили даже «Искушение» Пола Верховена – историю реальной средневековой монахини-лесбиянки. В Каннах Верховена поддержала его давняя подруга Шэрон Стоун, в России фанатов у режиссера тоже достаточно – целое поколение выросло на «Шоугелз» и «Основном инстинкте». Так что поддадимся «Искушению».

Фото: mindlifetv.com, Carole Betnuel festival-cannes.com, gazeta.ru, sputnik-ossetia.ru, vokrug.tv, kinopoisk.ru, film.ru, festival-cannes.com, deadline.com, indiewire.com, iranintl.com, img.lemde.fr, imdb.com, Eric Gaillard, Reuters NTB remonews.com, theplaylist.net, cdn.newsapi.com.