Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева открыл выставку «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», приуроченную к 250-летию празднования завершения победоносной войны с турками и заключения Кючук-Кайнарджийского мира. При этом экспозиция посвящена истории пребывания Екатерины II в Москве в течение 1775 года: ее жизни во дворце, возведенном специально к ее приезду, окрестностям дворца, а также торжественным приемам турецкого посольства.
Фоном повествования обо всем этом служит архитектурный облик первопрестольной столицы. Как говорит Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева: «Каждый день триумфального пребывания императрицы Екатерины II в Москве находился в центре внимания ее подданных и иностранных правительств, но в то же время был и частью ее личной истории. Рассказ об архитектурной среде и бытовых подробностях не только делает далекое прошлое живым и близким, но и способствуют более глубокому его пониманию. Мы предлагаем нашим зрителям совершить путешествие в Москву 1775 года. Увидеть, каким был город, в каких пространствах проводились официальные торжества и протекала частная жизнь Екатерины II и ее приближенных».
Первый раздел выставки – о жителях Москвы, которые встречали императрицу. Среди них была и верная «старая гвардия», удалившаяся сюда на покой, и молодые «орлы», возводившие императрицу на престол (среди них – Александр Федорович Талызин – владелец усадьбы, где сегодня располагается Музей архитектуры), и скромное дворянство, служившее императрице верой и правдой во времена пугачевщины, и купечество, и городские крестьяне, чьи характерные портреты выполнил французский рисовальщик и гравер Жан-Батист Лепренс. Рассказ о представителях разных сословий ведется на фоне облика Москвы 1760–1770-х годов.
Центральный раздел выставки повествует о парадоксальной ситуации, сложившейся в Москве к 1770-м годам: старый Кремлевский дворец, Головинский дворец в Покровском-Рубцове еще помнили молодую великую княгиню Екатерину Алексеевну, но дать приют императрице великой страны уже не могли. Для пребывания Екатерины II в Москве в 1775 году пришлось возвести новое жилище. Деревянный дворец был в кратчайшие сроки построен по проекту Матвея Федоровича Казакова на Волхонке. Он получил название Пречистенского. В состав дворца вошли также три близлежащих дома: Михаила Михайловича Голицына, где проживала сама императрица; Лопухиных, где жил Григорий Александрович Потемкин; Долгоруких, где расположился великий князь Павел Петрович с супругой и свитой.
Отдельный раздел выставки посвящен окрестностям Пречистенского дворца: тому, что Екатерина II видела из его окон. Это расположенный напротив Алексеевский монастырь; питейный дом «Волхонка», давший название улице; огромный императорский Колымажный двор. Вскоре после отъезда императрицы в Петербург Пречистенский дворец был разобран и перенесен на фундаменты старого царского дворца на Воробьевых горах, но и там быстро обветшал и в начале XIX века сдавался в аренду под постоялый двор и бильярд.
На выставке представлены чертежи, рисунки, портреты, мебель, фарфор и стекло, всего более 180 предметов из фондов Музея архитектуры, 14 музейных и архивных собраний. Многие графические материалы из собрания Музея архитектуры, Исторического музея, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива экспонируются впервые.
Выставка будет работать до 13 июля.
Фото: пресс-служба
Комментарии