Выставка, которая 20 июня начнет работу в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно», расскажет о том, как на протяжении нескольких столетий, начиная с «хождения за три моря» Афанасия Никитина в XV веке и заканчивая дружескими связями между СССР и Индией в веке XX, в российской культуре складывался образ этой загадочной страны.
В экспозиции – более 400 редких экспонатов. Произведения изобразительного и театрального искусства, редкие книги, изделия художественного ремесла и авторские произведения декоративного искусства.
Каждый из восьми залов выставки посвящен определенной теме. Гостей встречает видеоинсталляция «Индия – земля древней мудрости и праведности», созданная компанией Next.space. Дизайнеры использовали в ней страницы древних манускриптов. Средневековые художники, рисовавшие иллюстрации для этих книг, изображали животных, о которых знали лишь со слов путешественников, и фантазия подсказывала им образы абсолютно невероятных существ: вепреслона, ихелона, мравольва, ноздророга.
Многие предметы, отобранные для выставки, были сохранены российским коллекционером Петром Щукиным. Один из главных экспонатов – миниатюры из рукописи «Бабур-наме», созданные в 1590-е годы.
Центральное место в экспозиции занимают живописные работы Василия Верещагина, созданные во время путешествий по Индии в 1870–80-е годы, и полотна Николая Рериха. Необычный экспонат находится в зале с индийским оружием – секира из Ивановского историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. Коллекционер, меценат и текстильный магнат Дмитрий Бурылин собирал индийские (и не только) редкости для музея, который мечтал открыть в родном Иваново-Вознесенске, но планам его помешала революция.
Индийской теме в русском театре посвящено отдельное выставочное пространство. Афиши, фотографии, эскизы, костюмы – некоторые из них до этого момента никогда нигде не экспонировались. Например, два отреставрированных костюма из оперы «Фераморс» Антона Рубинштейна, поставленной в Мариинском театре в 1898 году, или индийский костюм Майи Плисецкой, подаренный ей Джавахарлалом Неру в 1955-м во время официального визита в Москву.
В зале «Индия духа: искатели истины» – скульптурные изображения аскетов, факиров, отшельников и различных индуистских богов (Шивы, Лакшми, Сарасвати, Гаруды, Ганеши и Ханумана). По соседству – зал «Дети, звери и джунгли», пол в котором застелен коврами, а на экране крутятся отрывки из «индийских» мультипликационных шедевров советского времени.
Дружескому сближению двух стран в середине XX века посвящен предпоследний выставочный зал с работами российских художников, побывавших в Индии, и дарами политических лидеров Индии Никите Хрущеву.
Последний зал отдан во власть Болливуда, и здесь, помимо документальной кинохроники 1950–60-х годов, можно увидеть фрагменты из кинофильмов (например, из знаменитой эпопеи «Хождение за три моря», снятой совместно советскими и индийскими кинематографистами в 1958 году).
В работе над выставкой «Невероятная Индия. Взгляд из России» приняли участие 19 музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и Иванова, две крупнейшие библиотеки страны (Российская государственная в Москве и Российская национальная в Санкт-Петербурге), архивы древних актов (РГАДА) и кинофотодокументов (РГАКФД), а также несколько частных коллекционеров. Над проектом трудились специалисты из разных сфер гуманитарного знания: индологи, искусствоведы, историки театра.
Выставка будет работать до 22 октября.
Фото: пресс-служба
Комментарии