В Большом дворце музея-заповедника 9 декабря открывается выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров». Она представляет собой подробный рассказ о том, чему учили и как воспитывали будущих императоров, их сестер и братьев. В экспозиции – сотни экспонатов, включая глобус Павла I, тетради Александра II, табель успеваемости Александра III, а также дневники, письма, контурные карты, альбомы для рисования, настольные игры, оловянные солдатики, игрушечные пушки и серебряная погремушка XVII века, в которую, возможно, играл Петр I.
Обучение великих князей начиналось в раннем детстве и продолжалось лет до двадцати. Выставка рассказывает о каждом этапе – от рождения до присяги. Первый зал посвящен рождению детей. В допетровскую эпоху о появлении на свет царского ребенка возвещали «молельные» грамоты и записи в разрядных книгах. Самый ранний документ в экспозиции – книга стольника Григория Собакина, в которой в ноябре 1672 года была сделана запись о рождении Петра I. В зале, отведенном под игры и развлечения, много интересного: оловянные солдатики, их обожал Александр II; настольная игра «Европейская война» с картонными фигурками конных и пеших воинов русской, французской, немецкой и австрийской армий, в которую играл цесаревич Алексей; лото с изображенными на фишках животными, куклы, детские игральные карты и, конечно же, игрушечные артиллерийские орудия.
Самый важный раздел выставки посвящен образовательным системам, принятым в семье российских императоров в разные годы. О том, что детей нужно учить по программе, а не абы как, первой задумалась Екатерина II. Под влиянием Ивана Бецкого, знаменитого педагога екатерининского времени, основателя Смольного института благородных девиц и сторонника идей Мишеля де Монтеня и Джона Локка, Екатерина II в 1784 году написала «Наставления», где помимо прочего возводила закаливание в культ, а уроки иностранных языков объявляла обязательными. Еще одной образовательной методикой стал «План учения: наследника престола Александра Николаевича», написанный поэтом Василием Жуковским для будущего императора Александра II. План был основан на теории «элементарного природосообразного воспитания и обучения» швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Песталоцци.
В последних залах выставки рассказывается о финальном этапе в обучении престолонаследников – образовательных путешествиях. Как известно, первым в такие путешествия пустился Петр I, но впоследствии в силу разных причин традиция эта забылась и лишь благодаря императрице Марии Федоровне в XIX веке вновь вошла в обиход. На выставке рассказывается о поездке великого князя Николая Павловича в 1816 году по России и в Англию, о так называемом «венчании с Россией» Александра II в 1837-м и знаменитом путешествии Николая II на Восток в 1890–1891 годах. Детство у наследников престола обычно заканчивалось церемонией торжественного объявления их таковыми. Это означало достижение совершеннолетия (для цесаревича в 16, для великих князей в 20 лет).
Выставка будет работать до 7 апреля 2024 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии