«Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка» – под таким названием в Хлебном доме 18 января открылась выставка об истории садового искусства Европы и России от эпохи Возрождения до наших дней. В фокусе – регулярный парк, построенный на идеях геометрии и перспективы, демонстрирующий победу над хаосом и власть над жизненными обстоятельствами.
Экспозиция, которую составляют архитектурные планы, чертежи, гравюры, зарисовки, театральные эскизы и три сотни фотографий, сделанных куратором выставки Борисом Соколовым, занимает девять залов. В зале «Сад и космос» находится инсталляция художницы Наны Абдрашитовой, описывающая, как симметрия раковины наутилуса может повторяться в симметрии целого парка. Залы «Кипарисы Юга» и «Тюльпаны Севера» рассказывают о пышных садах Италии, Испании и Португалии и строгих парках Голландии и Дании. Отдельный зал посвящен Версалю, его бескрайним панорамам, сокровенным боскетам и изысканным фонтанам. Один из лейтмотивов, который использовал куратор, – история о «Войне садов» между королем Людовиком XIV и его претенциозным министром финансов Никола Фуке, в ходе которой были созданы два лучших парка Франции, Во-ле-Виконт и Версаль.
Особенной любовью куратора пользуются европейские сады эпохи маньеризма и скульптуры: знаменитый «Парк Чудовищ» в Бомарцо, Апеннинский колосс на Вилле ди Пратолино в Тоскане, скульптуры Микеланджело в Садах Боболи во Флоренции, «зеленая женщина» в Затерянных садах Хелиган в графстве Корнуолл и Вилла Скарцуола, созданная в 1950-е годы архитектором и дизайнером Томазо Буцци.
Точкой отсчета всей истории регулярного парка куратор предлагает считать 1499 год, когда в Венеции был издан роман Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила» с многочисленными иллюстрациями. Мистическое путешествие главного героя (он тоскует по возлюбленной, при этом спит и видит сны) приводит его в сады из стекла, в водный лабиринт, на остров-сад Кифера. Воображаемые сады, описанные в нем, послужили основой для реальных садов Италии и отчасти Версаля. Роман был очень популярен, переведен на несколько языков. Старинные экземпляры этой книги хранятся в Российской Государственной библиотеке и Библиотеке Академии наук, а в течение четырех месяцев один из них можно будет увидеть в Царицыне.
Выставка будет работать до 18 мая.
Фото: пресс-служба
Комментарии