В Подземном музее парка «Зарядье» с 20 июля по 27 августа пройдет выставка «Владимир Маяковский: “Я – рекламист”», приуроченная к 130-летию со дня рождения поэта.
Поэт-футурист, художник, автор слоганов и рекламист… Владимир Маяковский отразил в своем творчестве историю ХХ века и оказал влияние на десятилетия вперед, особенно в области развития рекламной индустрии. Не случайно в название выставки вынесена цитата из статьи поэта «О разных Маяковских»: «Я – рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя…»
Выставка поделена на три раздела. Первый посвящен политической рекламе, созданной в период Первой мировой войны, когда поэт приступил к работе над созданием антивоенных сатирических журналов в сотрудничестве со многими художниками, в том числе с Аристархом Лентуловым и Казимиром Малевичем. Их выпускало издательство «Сегодняшний лубок». Маяковский выступал и как автор текстов, и как художник. Среди созданных им плакатов: «Эй, султан, сидел бы в Порте», «Австрияки у Карпат поднимали благой мат», «Эх, ты, немец, при, да при же».
Второй раздел выставки посвящен работе Маяковского над социальными и политическими плакатами для «Окон РОСТА» и их проектом-преемником «Окна Главполитпросвета». Даже те, кто не знал грамоты, узнавали из плакатов о значимых событиях в стране и мире. За два с небольшим года Маяковский создал тексты и рисунки для подавляющего большинства из полутора тысяч плакатов «Окон». Вместе с ним работали Аристарх Лентулов и Казимир Малевич, Амшей Нюренберг. «Вне телеграфной, пулеметной быстроты – этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации», – писал Маяковский.
Начав работать в Российском телеграфном агентстве в 1919 году, поэт ежедневно создавал агитационные плакаты, которые затем вывешивали в витринах закрытых магазинов. Маяковский вспоминал: «Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных – одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе».
Третий раздел выставки посвящен коммерческой рекламе, созданной в творческом альянсе с Александром Родченко. В 1920-е годы они открыли рекламное агентство «Реклам Конструктор: Маяковский – Родченко»: Маяковский писал тексты и слоганы, а Родченко занимался визуальными образами. Ими были созданы плакаты: «Нигде, кроме как в Моссельпроме», «Столовое масло – внимание рабочих масс», «Все курильщики всегда и везде отдают предпочтение “Красной звезде”».
В составе экспозиции – плакаты из собраний Московского объединения «Музей Москвы», Государственного музея им. А. М. Горького, Историко-художественного музея «Новый Иерусалим», Государственного музея В. В. Маяковского, Московского музея современного искусства, Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина, Российского музея медицины Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Семашко и Мультимедиа Арт Музея.
Фото: пресс-служба
Комментарии