Крупный международный проект «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» готовился с 2019 года и должен был предстать перед посетителями Выставочных залов Успенской звонницы и Патриаршего дворца еще 4 марта. Но из-за начавшихся событий западные музеи, – а это крупнейшие собрания, включая Лувр, Прадо, Музей истории искусств в Вене, Королевскую коллекцию Великобритании и другие музеи и библиотеки, – отозвали свои экспонаты, которые уже были готовы к показу. Однако было решено продолжить работу над выставкой и заполнить образовавшиеся лакуны за счет сокровищ отечественных музейных коллекций. Это удалось сделать практически за два месяца – российские музеи и библиотеки (от Государственного Эрмитажа до Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, от ГМИИ им. А.С. Пушкина до Российской государственной библиотеки) предоставили более 140 экспонатов и, таким образом, проект был спасен. Причем, как утверждают кураторы, «импортозамещение» существенно не отразилось на его уровне.

История европейской дуэли XVI–XVIII веков, в которой многие впервые откроют для себя такие понятия, как «Божий суд», «дуэльная лихорадка», «геометрия смерти», отражена в уникальных предметах и документах. Это и доспехи (в том числе принадлежавшие королю Франциску I Французскому), и дуэльное оружие, и гравюры, и манускрипты, и учебники фехтования, и трактаты о правилах судебных поединков. Здесь можно будет узнать о легендарных дуэлянтах, дуэльном арсенале и о том, как на протяжении десятилетий трансформировалось само понятие дуэли. О том, какой могла бы быть альтернативная международная экспозиция, рассказывает каталог, снабженный интереснейшими статьями об исторических реалиях и традициях, связанных с поединками чести.

Пистолеты седельные. Мастера: Джеронимо Мутто (ствол), Стефано Сиоли (замок) Брешиа, последняя четверть XVII в. Сталь, железо; ковка, резьба, гравировка

Выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» будет работать до 14 августа.

Фото: пресс-служба