В этом апреле Южноамериканский континент станет по-настоящему горячим направлением. Перенесенный из-за пандемии бразильский карнавал, а также проблемы с логистикой и финансами в Европе – это ли не шанс для того, чтобы пройтись по пляжу Копакабана, а заодно увидеть грандиозную церковную архитектуру ХХ века.
Танцуй и спасешься
Происхождение бразильского карнавала уходит истоками в XVII век и покрыто завесой тайны. Очевидно, бразильский праздник – это ближайший родственник венецианского карнавала и русской Масленицы. Все они происходят накануне Великого поста и обозначают важный религиозный рубеж. Но, как и везде, акценты смещались. В Бразилии праздничный драйв перехватили африканцы и превратили карнавал в аналог языческой мистерии. Именно в таком виде – сложной смеси христианства и язычества – он дошел до наших дней. Поэтому никто особо не возражал, когда в 2022 году карнавал сдвинули на полтора месяца. Неважно, что церковный повод прошел, главное, что танцы остались.
Итак, в этом году основная программа бразильского феста, эпицентром которого становится Рио-де-Жанейро, развернется с 20 по 30 апреля. С 20 по 21-е – общий смотр школ самбы на знаменитом стадионе Sambodromo, построенном в 1984 году по проекту знаменитого архитектора Оскара Нимейера. Через день, 22–23 апреля, смотр более качественных школ, их мастерство оценивают профессионалы. Наконец, 30 апреля – апофеоз соревнования: в этот день выступают победители конкурса самбы.
Перенеся карнавал-2022 на непривычно позднее время, бразильцы все-таки соблюли приличия: он пройдет после Пасхи, которая в этом году у католиков приходится на 17 апреля. О церковных праздниках напоминают гениальные бразильские соборы, где туристы превращаются в паломников и наоборот.
Кафедральный собор, Бразилиа
Этот собор в новообразованной столице Бразилии был заложен в 1958 году и должен был стать таким же космополитичным и межконфессиональным, как и сам город. Однако сразу после начала реализации гениального проекта Нимейера деньги кончились. В итоге единственный спонсор – католическая церковь – взяла расходы на себя. Интересно, что Нимейер никогда не скрывал своих коммунистических убеждений. Так или иначе, собор получился впечатляющим. 16 изогнутых бетонных колонн (любимые кривые Нимейера), каждая весом 90 тонн, направлены внутрь и ненадолго встречаются в единой точке, прежде чем разветвиться вверх, придавая структуре форму песочных часов (этот принцип отработал наш инженер Шухов). У входа в собор стоят четыре бронзовые статуи четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, каждый высотой около трех метров.
Что касается Оскара Нимейера, он умер 5 декабря 2012 года в больнице в Рио-де-Жанейро, не дотянув всего десять дней до своего 105-летия. В некрологе говорилось: «Отвергая кубические формы, одобренные его предшественниками, Нимейер строил одни из самых ярких зданий в мире – монументальные извилистые бетонные и стеклянные конструкции, которые бросают вызов всем архитектурным канонам».
Столичный собор, Рио-де-Жанейро
Перехватить славу Бразилиа как архитектурной столицы мира у Рио-де-Жанейро получилось лишь отчасти. Хотя заявка была серьезная Пока строился собор в Бразилиа, ученик Нимейера Эдгар де Оливейра да Фонсека решил превзойти учителя, заложив Столичный собор Святого Себастьяна. Это большое конусообразное здание (106 метров в диаметре и 96 метров в высоту) в самом центре города. У бетонной громадины очень мало общего с традиционной архитектурой церквей. Собор скорее похож на древнюю пирамиду майя. Внутри достаточно пространства, чтобы усадить пять тысяч человек. Наклонные стены собора покрыты маленькими квадратными окнами, подобными сотам. В центре каждой из стен помещен большой прямоугольный витраж высотой 64 метра.
К слову, в подвале собора Рио-де-Жанейро размещается Художественный музей, демонстрирующий различные исторические и религиозные экспонаты, скульптуры, фрески, произведения искусства и прочее.
Статуя Христа-Искупителя, Рио-де-Жанейро
Самый фотогеничный и растиражированный символ Бразилии – 38-метровая статуя Христа, распростершего руки над Рио. Монумент стоит на территории национального парка Тижука, и добираться до него придется на особом поезде. Мало кто знает, что бразильский Христос – это собрат американской статуи Свободы. Оба изготавливались во Франции (к началу ХХ века Бразилия не имела достаточно квалифицированных скульпторов и архитекторов).
Установка столь значительного и символического монумента была задумана к 100-летию независимости Бразилии, которое отмечалось в 1922 году. Но стройка растянулась на десятилетие (до 1932 года).
Интересно, что статуя служит громоотводом – два-три раза в год в нее попадает молния. На этот случай у реставраторов всегда предусмотрены «запасные детали» для Христа.
Комментарии