Один из самых знаменитых в мире дворцовых ансамблей – венский Бельведер – отмечает 300-летний юбилей. Бывшая летняя резиденция Евгения Савойского сегодня находится фактически в центре австрийской столицы.

Эпоха строительства роскошных загородных резиденций европейских правителей началась с французского Версаля – именно дворец Людовика XIII и его наследника «короля-солнце» Людовика XIV стали прообразами всех великих барочных строений. Не стал исключением и «двойной» венский дворец Бельведер.

Приказ о возведении «еще не виданного Австро-Венгрией» загородного дворца был подписан 30 ноября 1697 года принцем Евгением Савойским. Кондотьер на службе в императорской армии имел на то все основания: он обладал весомым авторитетом, был сказочно богат и имел отменный вкус. Несмотря на то, что предки принца были некогда выдворены из Франции, он сумел завоевать сердца прочих европейских монархов отвагой и искусными навыками в ведении войн, что соответствующе оплачивалось.

Заказ на возведение двух дворцовых зданий и парка между ними получил придворный инженер Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, соратник Савойского по нескольким военным кампаниям, к тому времени уже зарекомендовавший себя как выдающийся зодчий.

Полностью строительство Нижнего и Верхнего дворцов с парком завершилось в 1723-м. На внутреннюю отделку были потрачены баснословные деньги – только золота для покрытия скульптур в залах было закуплено более 15 кг. Из Италии сюда привозили редчайших оттенков мрамор, флорентийские зеркала, хрусталь и стекло. Один из крупнейших представителей позднего итальянского барокко Франческо Солимена был приглашен для росписей алтаря в часовне и плафона зала приемов, а фрески в залах хозяин доверил Гаэтано Фанти и Карло Карлоне. Из Франции был выписан садовый архитектор Доминик Жирар, работавший в садах Версаля. В Верхнем Бельведере, предназначенном для представительских целей, была размещена и выдающаяся коллекция Савойского, включавшая произведения Рафаэля и Тициана, Рубенса и Ван Дейка, Мемлинга и Караваджо.

После смерти Евгения в 1736-м новая история дворцового комплекса началась лишь через 16 лет, когда императрица Мария Терезия и ее сын Джузеппе II решили выкупить Бельведер. Сюда были перевезены шедевры живописи и скульптуры из их резиденции Хофбург, а в 1781 году они открыли в Верхнем дворце один из первых в мире публичных музеев.

С тех пор за Бельведером закрепился музейный статус. В XIX-XX веках здесь, по сути, происходила лишь ротация богатых австрийских коллекций. В 1903-м Нижний дворец решено было отдать современному искусству. Именно здесь состоялись премьеры работ художников венского Сецессиона во главе с Густавом Климтом, тут выставлялись и французские импрессионисты и постимпрессионисты, от Клода Моне до Винсента Ван Гога. Тогда же было заложено и собственное собрание, одним из шедевров которого стал легендарный климтовский «Поцелуй».

Под знаком современности для Бельведера прошел весь прошлый век и продолжается нынешний. Несмотря на то, что в послевоенные годы тут решили разместить коллекцию произведений исключительно австрийских авторов, от средневековья до 1950-х, самое актуальное искусство «посещало» барочные стены без остановок. Музей стал едва ли не первопроходцем в модном сегодня жанре выставок-интервенций. В разные годы здесь гостили произведения Фрэнсиса Бэкона, Луизы Буржуа, Джеффа Кунса, Ай Вэйвэя, Эрвина Вурма и других ведущих мастеров. И юбилейный 2023-й не станет исключением.

Программа празднования трехсотлетия уже началась блокбастером «Климт. Вдохновленный Ван Гогом, Роденом, Матиссом…» в Нижнем Бельведере, раскрывающим, как авангардисты своего времени влияли на главного художника Австрии. Здесь же в сентябре соберут живописную ретроспективу скульптора Луизы Буржуа с редкими ранними полотнами. А главный праздничный хит Верхнего дворца – экспозиция «Picture This! Коллекция Бельведера от Кранаха до Вали Экспорт» о 700-летних отношениях между искусством и обществом – стартует 22 марта. 

Фото: пресс-служба, © Lukas Schaller