Гоа – это не только море, пляжи, толпы дауншифтеров и бывших хиппи. Самый маленький штат огромной Индии хранит воспоминания о своем колониальном прошлом, которое живет в именах местных жителей и уцелевших памятниках архитектуры.
Именно с Гоа началась колонизация индийских территорий европейцами. Первыми были португальцы – в начале XVI века, вскоре после того, как Васко да Гама достиг Индии, здесь была основана португальская колония, которая должна была стать базой для проникновения вглубь континента. В 1517 году в Гоа прибыли францисканские миссионеры, а к середине века – иезуиты. Франциск Ксаверий, один из основателей Общества Иисуса (иезуитов), стал святым покровителем Гоа, для ускоренного обращения местных жителей в христианство в 1560 году здесь была создана инквизиция.
Колонисты активно обживали новые земли, не жалея денег на строительство городов. Церкви, жилые дома, административные здания, общая городская планировка были выдержаны в традициях португальской архитектуры. С переменным успехом Португалия владела Гоа около 450 лет, пока в 1961 году этот анклав не был передан Индии, сделавшей его в 1987 году своим штатом и начавшей его индианизацию.
В целом кампания удалась – число католиков сильно уменьшилось, гоанцы напрочь забыли португальский язык. Но прошлое дает о себе знать: многие коренные жители продолжают носить «колониальные» фамилии – Силва, Нуньеш, Менезеш и прочие. А сам Гоа, помимо своей пляжной туристической славы, остается заповедником старинной португальской архитектуры. Древний Старый Гоа, столичный Панджим (Панаджи), торговый Маргао – здесь, пусть и в обветшавшем виде, до сих пор сохранились впечатляющие памятники уходящей колониальной культуры.
Устав от моря и солнца, туристы устремляются в Старый Гоа, который был первой столицей португальской Индии. Колоссальный собор Се, базилику Святого Иисуса (Bom Jesus), построенные в первые годы XVII века, не фотографировал только ленивый. И, конечно, все гуляли по улицам Панджима. Но не все знают о сокровищах, которые скрываются за стенами старых усадеб, стоящих в стороне от популярных маршрутов.
Гоанский стиль
Южный Гоа может претендовать на звание единственного в Индии места, где усадьбы XVII–XVIII веков находятся в собственности потомков чуть ли не первых владельцев. Самые известные и лучше всего сохранившиеся из этих имений – дома семейств Браганса, Фигейреду, Фернандеш и Араужу Алвареш, которые часто называют «португальскими». Попав внутрь и познакомившись с владельцами, вы испытаете что-то вроде когнитивного диссонанса: наследники старинных и влиятельных фамилий ничуть не похожи на европейцев. Причина – в колониальной истории Гоа, когда представители элиты брахманы и богатые землевладельцы под давлением или добровольно обращались в христианство, получая в качестве бонуса новое имя. Свои роскошные индоевропейские дома с элементами традиционной планировки они строили и перестраивали из местного латерита, мангалорской черепицы и дерева, украшая интерьеры бельгийскими зеркалами и хрустальными люстрами, фарфором из Китая и Макао, европейской и индийской резной мебелью.
Вся эта эклектика, получившая название «гоанский стиль», выглядит очень выразительно. Но сильнее всего впечатляет, что в этих домах-музеях, среди ценных произведений декоративно-прикладного искусства, веками живут люди, для которых все эти богатства – просто семейные реликвии.
Дом Браганса, Чандор
Лучший образец гоанского стиля – растянувшийся на 120 метров двухэтажный дом XVII века, который семейство Браганса построило, получив землю от короля Португалии. Теперь это практически огромный дуплекс: дом поделили на две части, после того как его унаследовали две сестры. Потомки не ладят и каждый раз пытаются перехватить друг у друга забредающих сюда туристов. Оба крыла (Перейра Браганса и Менезеш Браганса) открыты для публики, которой интересно узнать про быт богатых гоанцев в годы португальского правления и увидеть коллекции антикварной мебели, фарфора, хрусталя. В часовне Браганса Перейра хранится ноготь святого Франциска, которым владельцы очень гордятся.
Дом Фернандеш, Чандор
Его также называют Воддлем Гор (в переводе – Большой дом), или дом Сары Фернандеш, по имени последней главы семейства. После ее недавней смерти в родительском гнезде в одиночестве остался жить один из ее трех сыновей, Раджив. Судя по всему, ему очень непросто содержать этот 500-летний исторический особняк с 25 жилыми комнатами, бальным залом, огромной столовой и даже чем-то вроде укрытия на случай нападения: в неспокойные давние времена в полуподвальном помещении в мощной стене были проделаны узкие, точно для ружейного ствола, отверстия-бойницы, через которые обитатели могли отбиваться от непрошеных гостей. Приветливый Раджив с удовольствием водит гостей по дому, рассказывает о гоанской традиции «стеклить» окна устричными раковинами, показывает старинную португальскую фарфоровую детскую ванночку, открывает потайные ящики буфетов, где хранятся старые документы и поблекшие фотографии предков.
Дом Фигейреду, Лутолим
Владельцы дома любят рассказывать, что он построен в 1590 году и потому старше даже самого Тадж-Махала на несколько десятилетий. Что тут осталось с XVI века, сейчас довольно трудно определить. Известно, что особняк был спроектирован монахами-иезуитами для новообращенной гоанской семьи Подиар, взявшей фамилию Фигейреду. В прошлом году умерла жившая в доме Мария де Лурдес Фигейреду де Альбукерке, которая прославилась в 1960-х годах как член парламента Португалии при тогдашнем диктаторе Антониу де Салазаре.
Роскошные интерьеры дома контрастируют с окружающей природной красотой рисовых полей и кокосовых пальм. В пристройке XVIII века (ее называют Новый дом) есть небольшая, очень комфортная гостиница с современными, но выдержанными в гоанском стиле номерами.
Дом Араужу Алвареш, Лутолим
Первый владелец, Эфимиано Араужу Алвареш, был в XVIII веке известным местным адвокатом. В наше время потомки создали здесь целый музейный комплекс.
Каждая комната в доме сохранена в первозданном виде. Например, можно зайти на кухню и увидеть, как она выглядела века назад. В кабинете адвоката есть стол с секретными ящиками и коллекция старинных курительных трубок. Одна из комнат отдана под коллекцию примерно тысячи изображений слоноголового индуистского божества Ганеши. В другом помещении – собрание из примерно ста христианских икон. В доме много бытовых предметов: сосудов разных форм, кухонных принадлежностей и орудий обработки земли.
Фото: 123rf.com, shutterstock.com, dreamstime.com, buildgrounded.com, figueiredohouse.com, traveladventuresgoa.com
Комментарии