Оказавшиеся за пределами раскрученных традиционных туристических маршрутов маленькие города Италии – «борги» – не менее интересны для искушенных путешественников. На первый взгляд, эти средневековые городки похожи друг на друга, как братья-близнецы: мощенные камнем узкие улочки, круто сбегающие под гору, непременная крепость в центре, с верхней обзорной площадки которой открывается великолепный вид на окружающие пейзажи… Но похожесть эта обманчива. У каждого из них – свое собственное лицо, своя история, своя тайна и своя итальянская гордость.
Нарушая плавную линию холмов Карпенья, буквально на границе регионов Эмилия-Романья и Марке, в провинции Пезаро-э-Урбино, возвышается город-крепость Градара. Единственная крупная улица Градары сразу ведет от городских ворот к самой крепости, чей вход охраняет голубоглазая Мадонна. А внутри мощных крепостных стен, так напоминающих московские кремлевские, расположен замок, окруженный рвом, через который перекинут деревянный мост. Именно в этом замке началась и трагически закончилась любовь Паоло и Франчески, чьи имена обессмертил Данте в своей «Божественной комедии». В пятой песни «Ада» описывается, как Данте и Вергилий встречают тени Паоло и Франчески, осужденных на муки за грех прелюбодеяния. Любовная страсть привела их прямо в объятия смерти, и теперь они делили адские страдания, как делили когда-то любовные утехи:
Любовь сжигает нежные сердца.
И он пленился телом несравнимым,
Погубленным так страшно в час конца.
Любовь вдвоем на гибель нас вела…
По версии историков, строительство замка было начато примерно в середине XII столетия, когда два брата, Пьетро и Ридольфо из семейства Грифо, овладели областью, прежде принадлежавшей Пезаро. Далее крепость переходила из рук в руки, пока окончательно не закрепил ее за собой могущественный Малатеста да Верруккио, сеньор Римини, основатель правящей династии. Во внутреннем дворе цитадели до сих пор можно увидеть герб семейства Малатеста с его инициалами. Но отнюдь не этому персонажу посвящена старинная романтическая легенда, так привлекающая сюда поклонников итальянского эпоса, а двум из его сыновей – калеке Джованни и красавцу Паоло.
Как и в «печальной повести» о Ромео и Джульетте, между правителями Римини и Равенны – Малатеста и да Полента – существовала давняя вражда. Когда же раздор был улажен, в знак примирения семьи решили поженить детей и таким образом породниться. Женихом был избран хромой и кривой, а также известный своим свирепым нравом Джованни, а невестой – юная и прекрасная Франческа. Понятно, что девушка не очень-то обрадовалась решению родственников. И тогда коварные отцы пошли на хитрость: чтобы не расстроить «сделку», для заключения брачного договора в Равенну прибыл младший брат – красавец Паоло. Юная невеста обрадовалась и, приняв его за будущего мужа, воспылала к нему страстной любовью. Однако счастье неведения было недолгим.
Узы брака не смогли охладить страсть Франчески к брату законного супруга, и влюбленные стали встречаться тайно. Дело в том, что Джованни как лорд Пезаро должен был жить по месту службы. Но жену свою он отправил на «выселки», а именно в свое родовое гнездо Градару. Так замок стал для Франчески одновременно и тюрьмой, и местом свиданий с возлюбленным Паоло. Тайна любовников была раскрыта не сразу (по некоторым сведениям, их связь длилась около десяти лет). Слуга выследил их и доложил своему господину. С этого момента судьба Паоло и Франчески была решена.
Однажды, сделав вид, что уезжает по делам, коварный муж неожиданно вернулся и нашел дверь в спальню жены запертой. С криками и угрозами он выломал дверь. Паоло поспешил скрыться через потайной ход, но второпях зацепился плащом за железный крюк и застрял в двери. Ослепленный яростью брат бросился с кинжалом на брата. Не раздумывая, Франческа закрыла возлюбленного своим телом и приняла смертельный удар на себя. От следующего удара пал и Паоло… Историки нашли немало подтверждений тому, что описанные Данте события действительно происходили в Градаре между 1285 и 1289 годами. Кстати, не только итальянские писатели и композиторы обращались к легенде о несчастных влюбленных. Этот сюжет лег в основу симфонической поэмы «Франческа да Римини» Петра Ильича Чайковского.
Местные жители бережно хранят эту легенду, год от года добавляя к ней подробностей. Не забывают и еще об одной обитательнице замка – легендарной Лукреции Борджиа.
Из-за выгодного расположения и благоприятных экономических условий Градара благополучно пережила переход от Средневековья к Ренессансу. Крепость, зарекомендовавшая себя как неприступная цитадель, к 1493 году была преобразована владевшим ею в тот момент Джованни Сфорца в великолепный светский замок. И опять ради любви – второй жены Сфорца Лукреции Борджиа, незаконной дочери папы римского Александра VI, прожившей жизнь, полную интриг и внебрачных связей и, в свою очередь, также вдохновившей многих литераторов и кинематографистов… На месте деревянных лестниц и балконов появился элегантный ряд лож и большая мраморная лестница. Замок буквально засиял. Сфорца приготовил для любимой покои в северо-западном крыле – к слову, настенную роспись роскошных комнат приписывают Джованни Санти, отцу Рафаэля.
Сохранившиеся хроники сообщают о великолепном празднике, которым сопровождался въезд Лукреции, нежной девушки с золотыми волосами и небесно-синими глазами, в Градару. Казалось бы, в этом тихом месте, на фоне прекрасных холмов у Адриатического моря молодая пара, оставившая Рим, должна была забыть об интригах и превратностях столичной жизни. Но не сложилось – брак был недолгим. Из-за политических интриг, по настоянию папы Александра VI Джованни был вынужден не только пойти на расторжение брака и отказаться от приданого Лукреции, но и официально признаться в своей сексуальной несостоятельности (иначе бы не возникло бы формальной причины для развода). Обида была нешуточной – в отместку Сфорца представил бывшую супругу олицетворением зла и разврата, обвинил ее в кровосмесительной связи с собственными отцом и братом.
Дальнейшая судьба крепости была довольно пестрой: она попеременно оказывалась во владении церкви или светских князей, случалось ей быть и муниципальной собственностью. А сильное землетрясение, произошедшее в этом районе в 1916 году, нанесло сильнейший урон древнему сооружению, которое и без того уже сильно пострадало от времени и людского забвения. В 1920-м эти владения были выкуплены инженером Умберто Занветтори ди Беллуно. В древних руинах он сумел разглядеть былое величие и красоту Градарской крепости и с энтузиазмом принялся за ее реставрацию.
Сейчас здесь можно увидеть и внутренний двор, и парадные залы, и жилые покои, где любовно воссоздана обстановка XIII века, в том числе и спальня Франчески, послужившая сценой кровавой драмы. Можно подняться на стены замка и, включив фантазию, оглядывать окрестности с бокалом местного домашнего вина «Черный рыцарь».
Фото: it.wikipedia.org, tonkosti.ru, theborgiabull.com, Shutterstock, AdobeStock.
Комментарии