Итальянский регион Марке не так известен и раскручен, как Рим, Венеция или Милан, но именно этим – своей аутентичностью и неизведанностью – он и привлекает. Регион богат на интереснейшие локации и маленькие, но насыщенные достопримечательностями городки. Есть в этом списке и особый «пункт назначения» – Лорето, куда ежегодно стекаются тысячи паломников, чтобы своими глазами увидеть Дом Девы Марии, где, по преданию, она жила в Назарете и где ей была явлена Благая весть о рождении Иисуса Христа.
Городок Лорето, что стоит буквально в 4 км от берега Адриатического моря на высоком 127-метровом холме, можно обойти пешком за пару часов. Каждый раз, блуждая по узким, мощенным серым булыжником улочкам и ориентируясь на купол базилики Santa Cаsa, вы будете выходить на главную площадь Пьяцца делла Мадонна. Здесь, внутри базилики, и сокрыт Святой дом со статуей Лоретской Божией Матери.
История его происхождения сложна, запутана и до сих пор не выяснена до конца. Согласно католической легенде, чтобы спасти Дом Девы Марии в Назарете от разрушения после нашествия арабов в XIII веке, ангелы перенесли его в Далмацию, ну а потом он чудесным образом оказался в Лорето. (Впрочем, по официальной версии, властители Эпира – семья Ангели – перевезли дом в Италию морем, на корабле.) Он был поставлен без фундамента, в лавровой роще. Верующие боялись, что здание могло обрушиться, поэтому было решено обнести его крепкими стенами. Однако, к изумлению строителей, новые стены, хотя и воздвигались вплотную, отошли от древних…
Весть о лоретской святыне распространилась по всему христианскому миру, и начиная с XV века Святой дом Девы Марии в Лорето стал одним из наиболее почитаемых мест для множества паломников. Более века над святыней возводилась базилика. А кроме того, Святой дом был заключен в мраморный ковчег-реликварий, богато украшенный скульптурами и барельефами. Возведенный по проекту Браманте в 1507 году, он считается одним из величайших скульптурных шедевров Возрождения.
В результате многочисленных экспертиз ученые подтвердили палестинское происхождение материала, из которого сложен Дом. Установлено, что песчаник был добыт вблизи Назарета и что перенесли здание из Святой Земли полностью, о чем свидетельствует состав скрепляющего кирпичи раствора. Дата переноса тоже известна – по легенде, это случилось в ночь с 9 на 10 декабря 1294 года. С тех пор заведена традиция: разжигать в эту ночь по всему городу костры, дабы освещать путь ангелам к святому месту.
В восточной части домика, в специальной нише за престолом установлена статуя Лоретской Богоматери с Младенцем (Черной Мадонны). Предание приписывало авторство статуи святому апостолу и евангелисту Луке. Но, как показала экспертиза, выполнена она была умбро-маркеджанским скульптором в XIII–XIV веках. Сильный пожар 1921 года, который произошел в базилике, уничтожил статую, и ее заменили новой, которую Леопольдо Челани вырезал из ливанского кедра. Скульптор искусственно зачернил скульптуру для придания большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти.
Интересный факт: в 1519 году папа Лев X прислал Великому князю московскому, будущему отцу царя Иоанна Грозного, Василию III письмо, в котором предлагал соединить Русскую церковь с католической, и одним из доводов было наличие общехристианских святынь – их почитание должно было бы духовно связать Восток и Запад. Одной из главных таких святынь был Святой дом в Лорето. В 1524-м по приглашению уже другого папы, Климента VII, в Лорето отправилась московская «делегация». Возвратившись в Москву, Еремей Трусов и Дмитрий Герасимов, пораженные святыней из Назарета, рассказали князю о Святом доме и статуе Пресвятой Богородицы. Вскоре появились и первые русские списки Лоретской иконы Божией Матери. После большого Московского пожара 1547 года с образа была написана икона «Прибавление ума» – своего рода русская интерпретация Лоретской иконы. Мать и Младенец изображены на ней спеленатыми вместе богослужебным облачением. На их головах венцы, в верхних углах – лампады, под аркой – звездное небо. И надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая “Ключ мудрости”».
Сегодня практически каждый паломник уносит с собой из базилики небольшой сувенир – икону «Прибавление ума», а также «частицу» Святого дома – освященное оливковое масло. По словам отца Серджио, благословлять маслом в этой церкви начал еще святой монах-капуцин Падре Пио. Он оставлял масло на ночь в Святом доме у ног Мадонны и забирал под утро, чтобы раздать нуждающимся. «Я сам не раз был свидетелем чудес, которые происходили после того, как человек испытывал на себе силу этого масла, – признается священник. – На моих глазах умирающий ребенок ожил, когда его благословили им». Так что, если в других церквях люди приходят за святой водой, здесь они могут получить благодатное оливковое масло. Паломники просят у Божией Матери об облегчении страданий, избавлении от мучительных и часто неизлечимых недугов. И чудесные исцеления совершаются, о чем убедительно свидетельствует множество даров, принесенных благодарными прихожанами.
Интересно заглянуть и в Зал даров, где большинство стеллажей… пустует. Оказывается, многие ценности были расхищены французами в 1798 году и пропали навеки. Экскурсоводы охотно рассказывают о том, что вот здесь находился дар французского короля Людовика XIII. После посещения Лорето у его прежде бесплодной супруги Анны Австрийской родился сын Людовик XIV, и король прислал сюда вылитого «из золота младенца весом в 24 фунта, лежащего на подушке, поддерживаемой серебряным ангелом», а также две золотые короны, усыпанные драгоценными камнями. А вот здесь лежала хрустальная чаша, отделанная золотом и украшенная рубинами, которую в 1581 году прислали власти Лиона: тогда город опустошала моровая язва, и они просили об избавлении. А здесь находился серебряный кораблик, плывущий на всех серебряных парусах, с надписью Fluctuat, nес mergitur («Колеблется, но не тонет») – его пожертвовали Лорето жители Парижа в знак избавления города от неприятельской осады.
До недавнего времени, приблизительно до 1970-х годов, многие паломники делали себе специальные «татуировки», напоминающие о посещении этого святого места. Сегодня трафареты таких татуировок, а также уникальные фрагменты фресок из храма, поздние работы Лоренцо Лотто, умершего послушником в Лорето, фламандские шпалеры по картонам Рафаэля и ряд других интересных работ можно увидеть в Пинакотеке Апостольского дворца, расположенного рядом с базиликой.
Фото: AdobeStock, shutterstock, iStock.
Комментарии