Период проведения Петербургского международного экономического форума – с 18 по 21 июня – будет насыщен и яркими культурными событиями.

«Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства»

С 18 июня, Русский музей

Казанский собор в Санкт-Петербурге

О крупнейшей в мире коллекции авангарда в Русском музее знают, вероятно, все любители искусства – она достойно представлена и в постоянной экспозиции, о ней регулярно выходят разнообразные монографии. Но показать ее полномасштабно и зрелищно музей решился впервые за много лет, тем более случай удачный – все главные шедевры вернулись с выставок в Петербург и вполне успели «отдохнуть».

Судьба этой части великого собрания русского искусства лучше всего описана в недавно вышедшей в свет книге Катарины Лопаткиной «Василий Пушкарев. Правильной дорогой в обход», где рассказывается о легендарном директоре музея, сделавшем коллекцию авангарда воистину великой.

В экспозицию войдут не только главные лица авангарда во главе с Малевичем, Кандинским, Родченко и Бурлюком, но и их менее известные соратники.


Платье в стиле ар-деко

«Упакованные грезы»

До 7 сентября, Государственный Эрмитаж

В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже во всей строгой роскоши вступил в права новый стиль ар-деко, вот уже век продолжающий влиять на все грани искусства и дизайна. Главный российский музей первым отмечает его 100-летие масштабной выставкой с говорящим подзаголовком – «Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева». Последний – обладатель огромного собрания исторической обуви и костюма, от конца XVII века до современности, но произведения французских и итальянских мастеров 1920–1930-х годов занимают в ней особое место. Бисерные платья, туфельки и каблуки как отдельный вид искусства, а также фотографии и постеры будут соседствовать в музейных залах с произведениями художников той эпохи. Среди них Анри Матисс, Кес ван Донген, Рауль Дюфи, Эрте и многие другие.

Наталия Гончарова. «Велосипедист», 1913 г.

«Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения»

До 23 июня, Русский музей

Хотя полуюбилей художника-сказочника случился еще в 2023 году, российские музеи начали отмечать его с годовым опозданием. Первой выступила Третьяковская галерея с выставкой «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в прошлом году. Затем Петербург открыл мощную монографическую ретроспективу самого известного представителя семьи. Объединенная экспозиция Русского музея и Третьяковки здесь дополнена многими важными работами из региональных музеев – например, Нижнего Новгорода и Кирова.


На выставке Виктора Васнецова

Виктора Васнецова вспоминают и как талантливого архитектора и дизайнера. Именно он придумывал модернистскую мебель в русском стиле, выполненную затем его младшим братом Аркадием; ему принадлежит и сценография многих театральных постановок.

«Почему, почему я лучше всех?»

До 5 июля, KGallery

Писатель, драматург, поэт, лидер легендарного объединения культурных новаторов ОБЭРИУ Даниил Хармс в этом году отмечает 120-летие. И если большие музеи не в состоянии мобилизовать ресурсы в короткий срок и собрать памятную экспозицию, то, как было, например, с выставками Георгия Гурьянова и Аркадия Ипполитова, это делает KGallery. Так и на этот раз: для экспозиции, представленной кураторами как портрет героя и его окружения в Петербурге 1920–1930-х годов, соберут более 150 объектов – от эмблематичных личных вещей, рукописей и писем до произведений искусства, созданных как близкими к обэриутам художниками, так и «параллельных» свидетелей той эпохи. Список участников внушителен – Казимир Малевич, Павел Филонов, Владимир Стерлигов, Алиса Порет, Юрий Юркун, Николай Лапшин и другие.

Владимир Гринберг. «Портрет Даниила Хармса». 1941 г.

Фото: пресс-служба, Олег Золото / пресс-служба, Vostock Photo