Еще не так давно Доха представлялась, скорее, комфортной точкой пересадки на долгих международных рейсах. Но с каждым годом у путешественников появляется все больше причин задержаться в Катаре подольше, в том числе и ради знакомства с творениями звездных архитекторов.

Башня Доха

Округлый фасад этого 46-этажного небоскреба в West-Bay украшает изящное кружево машрабии — подобно традиционным резным деревянным решеткам, которые защищали помещения от палящих солнечных лучей. Вот и в этой башне из стали и бетона, спроектированной лауреатом Притцкеровской премии Жаном Нувелем, такая «перфорированная» поверхность оберегает здание от перегрева. Но, безусловно, не только функциональность и экологичность стали причиной того, что в 2012 году Совет по высотным зданиям и городской среде признал Башню Доха лучшей высоткой на Ближнем Востоке, в Африке и во всем мире. Экспертов пленило художественное решение Нувеля.

Музей исламского искусства

К созданию сокровищницы, которая вместила бы в себя разнообразные коллекции живописи, книг, рукописей, оружия, монет, стекла, текстиля, керамики, собранные представителями Аль Тани, династии правителей Катара, лауреат Притцкеровской премии, автор стеклянной пирамиды Лувра Йо Мин Пей приступил, когда ему был уже 81 год. Вокруг центрального атриума высотой 60 м, увенчанного восьмигранным куполом из нержавеющей стали, размещаются просторные залы, этой осенью вновь открытые после реконструкции. Среди новых экспозиций — зал Юго-Восточной Азии, а также грандиозная выставка «Багдад: услада для глаз».

Катарский национальный конференц-центр

Это длинное здание с полностью остекленным фасадом «опутывают» стволы и ветви бетонных деревьев. Как атланты, они поддерживают плоскую крышу навеса и даже проникают внутрь, за прозрачные стены. На такое интересное решение притцкеровского лауреата Арату Исодзаки вдохновило священное исламское дерево Сидрат аль-мунтаха. Как говорит архитектор, «дерево — это символ комфортного и безопасного места в пустыне, рай для поэтов и ученых, которые собрались под его кроной для обмена знаниями». Это ли не лучшая метафора для Национального конференц-центра, самого большого на Ближнем Востоке? В холле — скульптура Луизы Буржуа Maman.

Национальный музей Катара

Безусловный архитектурный шедевр, отсылающий к распространенным на Катарском полуострове кристаллам «розы пустыни», — второе сооружение Жана Нувеля в стране. Возведение здания, состоящего из пересекающихся под разными углами изогнутых дисков разных размеров, заняло 10 лет. Это «нагромождение роз» таит внутри дворец шейха Абдаллаха бин Джассима Аль Тани и в целом представляет историю страны с древнейших времен и до наших дней. На территории в 40 тыс. кв. м, в 11 иммерсивных галереях демонстрируются и археологические находки, и разнообразные артефакты (например, ковер, вытканный полутора миллионами жемчужин), и достижения культуры, включая поэзию, музыку, кино и местную кухню.

Национальная библиотека Катара

Здание со стеклянными панелями, будто вставленными в белоснежные ромбовидные рамы, создает впечатление плоского кристалла. Это творение Рема Колхаса, Притцкеровского лауреата, автора знаменитого «сетчатого монстра», Центральной библиотеки Сиэтла. И вот теперь – Катар. Здание разделено на три крыла: одно отведено под национальную библиотеку, другое под университетскую, а третье под публичную, куда есть доступ всем, в том числе и детям. Собрание старинных манускриптов располагается на 6 м ниже уровня земли, но хорошо просматривается со стеклянных этажей и переходов — так подчеркивается символическая связь прошлого и будущего. В библиотеке внедрена масса инноваций, в том числе интерактивные панели и автоматическая сортировку книг. А читать их можно не только за столом, но и на удобном пуфе. Сейчас Колхас работает над проектом Автомобильного музея. Часть его будущих экспонатов можно увидеть на выставке в Национальном музее Катара.

Fairmont Hotel и Raffles Hotel & Residences

В этих симметричных Башнях Катара разместятся отели и резиденции. Территорию делят между собой Fairmont Hotel и Raffles Hotel & Residences, которые готовятся к открытию и уже приглашают бронировать размещение на Новый год и Рождество. Здание располагается в «городе будущего» Лусаил-Сити, возведенном к чемпионату мира по футболу. Необычная форма — в виде разомкнутого круга — отчасти воспроизводит национальный герб Катара с двумя скрещенными изогнутыми саблями-шамширами. Интерьеры оформлены со всей возможной роскошью восточных дворцов…

Фото: пресс-служба, makowerarchitects.com