Самое известное здание в стиле сюрреализм – Театр-музей Сальвадора Дали в каталонском Фигерасе. Красный замок с гигантскими яйцами на крыше стал одним из символов коммерческого успеха сюрреализма в ХХ веке. Но какие еще здания породило это художественное движение?
Дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате
В отличие от «дворца» в Фигерасе этот дом задумывался не как эпатажный туристический аттракцион, а просто как жилище для художника и его супруги. Их относительно спокойный образ жизни в прибрежном Порт-Льигате отлично отражен в недавнем фильме «В ожидании Дали» (2023). Белоснежное здание в классическом средиземноморском духе было перестроено из нескольких старых домов, стоявших по соседству. Издали его сюрреалистическое безумие и не ощущается. Но если вглядеться в детали, то почерк художника очевиден. То и дело мелькают гигантские яйца, постоянный мотив в творчестве Дали. Для него они символизировали надежду, любовь, чистоту и совершенство. Есть также гигантские головы, голубятня-виселица и скульптура «Христос из-под завалов», созданная из морских отбросов. Превращение этой локации в музей началось только в 1994 году, спустя пять лет после смерти Сальвадора Дали.
Монктон-Хаус в Западном Сассексе
В конце 1930-х годов эксцентричный британский меценат Эдвард Джеймс превратил свой особняк – обычный фермерский дом начала ХХ века — в сюрреалистическую фантазию. Джеймс – это тот самый человек, который изображен на портрете кисти Магритта «Репродуцирование запрещено» в виде человека, отражающегося в зеркале спиной. Фасад здания покрасили в фиолетовый металлик. Внутренние стены расписали головокружительными закорючками, потолки – облаками. Большая часть мебели была спроектирована Сальвадором Дали: да, именно в этом доме телефон-лобстер и диван в виде губ Мэй Уэст использовались в повседневной жизни. Это был единственный полностью сюрреалистический дом, когда-либо созданный в Великобритании. Владелец дома скончался в 1984 году, через два года все содержимое здания, эта уникальная коллекция искусства пошла с молотка.
Дворец итальянской цивилизации в Риме
Это здание, построенное в 1939 году архитекторами Джованни Гверрини, Эрнесто Бруно Ла Падулой и Марио Романо для Всемирной выставки 1942 года, получило прозвище Квадратный Колизей и стало одним из символов воскрешения античных вкусов при тоталитарном режиме Муссолини. Однако искусствоведы видят в нем и другие подтексты. Историк архитектуры Генри-Рассел Хичкок утверждал, что в этом здании очевидна «навязчивая сила де Кирико, подобная чему-то из сна». Действительно, сходство Квадратного Колизея с пейзажами Джорджо де Кирико, особенно 1911-1914 годов, несомненно: это не привычная нам «реалистичная» античность, а метафизическое сноведение, ирреальный мир. При взгляде на это римское здание возникает странное чувство дезориентации: это достигается его гигантскими объемами, пропорциями, отсутствием детализации, наличием фальш-деталей, которые кажутся настоящими, но наше подсознание отмечает их ненормальность, а также эффектами резкого контрастного освещения.
«Лесная спираль» в Дармштадте
Австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер (1928-2000) не причислял себя к какому-то конкретному стилистическому направлению, но его искусство очевидно имеет много общего с авангардом и сюрреализмом. Он не принадлежал к первому, «настоящему» поколению сюрреалистов, в отличие от Дали и де Кирико, и поэтому его творчество вместило многие более поздние идеи. В частности, для него очень важной концепцией была экологичность, единство с природой. Построенные им здания оказываются наполнены этой живой природой: в них часто нет ни единого прямого угла, а краски – нетипичные для скучных строек, зато радующие глаз, как цветок. Все его дома поражают своим «органическим сюрреализмом», они будто выросли сами, а не были построены. «Лесная спираль» – многоквартирный дом в Дармштадте, на фасаде которого тысяча окон, причем ни одного одинакового нет. Он был построен в 1990-е годы, но кажется, что мог выйти из любой сказки, любого фантастического фильма.
Фото: dreamstime.com; пресс-служба
Комментарии