Ярославское узорочье
Чаще всего туристы отправляются посмотреть церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, потому что именно она изображена на купюре в тысячу рублей. Построенный в середине XVII века жителями богатой кожевенной слободы, это единственный в России храм с пятнадцатью главами. Но истинной архитектурной жемчужиной Ярославля он считается благодаря покрывающим его стены изразцам.
Вообще декоративные керамические плитки появились на Руси еще в X–XI веках, но именно ярославские мастера XVII столетия сделали изразец визитной карточкой своего города. Купцы старались перещеголять друг друга в убранстве храмов, в итоге храмы Ярославля покрывали муравленая (то есть зеленая) поливная плитка, розетки с травяным орнаментом, фряжские ягоды и фрукты, фантастические птицы и животные, такие как волшебная птица Сирин, единороги, грифоны… Все это можно бесконечно долго разглядывать на стенах церкви Иоанна Предтечи, где разноцветная плитка гармонично сочетается с темно-красным кирпичом, из которого сложен храм.
Совсем недавно здание пребывало в печальном состоянии, но в 2019 году начались реставрационные работы, и сегодня церковь открыта для посещения – пока как музей. Все желающие могут полюбоваться на покрывающие стены яркие росписи. Особенно интересны западная и южная стены, где древние живописцы расположили святцы: шесть месяцев на одной стене и шесть на другой. Можно попробовать отыскать своего небесного покровителя.
Советуем обратить внимание на еще один шедевр керамического искусства – церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Огромный барочный наличник (5 х 8 м) вокруг окна центральной апсиды поражает воображение.
Гуляя по городу, стоит посмотреть и на причудливые изразцы, украшающие церковь Богоявления (так называемую «ярославскую боярышню») на одноименной площади, и церковь Николы Мокрого, и соседний с ней храм Тихвинской Богородицы. И, конечно, не получится пройти мимо церкви Ильи Пророка с ее почти полностью сохранившимися росписями, выполненными знаменитым мастером Гурием Никитиным. Покрывающие стены, словно ковром, фрески сохранили свою яркость. А, помимо позолоченного иконостаса, внутреннее убранство храма дополняет огромный изразцовый фриз.
Волжский модерн
Богатый город не оставался в стороне от всех новомодных течений, и когда в обеих столицах на первый архитектурный план вышел стиль модерн, Ярославль не пожелал отставать. Трудно пройти мимо бывшей гостиницы «Бристоль», что на углу улиц Кирова и Андропова. Здание с большими окнами разной величины и фризами из цветной керамики (чем не дань уважения знаменитым изразцам XVII века) считается одним из самых знаковых объектов города. По легенде заказчик – купец Сазонов, пришел в такой восторг от реализованного проекта, что приказал архитектора Григория Васильевича Саренко каждый день бесплатно угощать обедом в ресторане отеля. До сегодняшнего дня сохранились старые витражи на лестничной клетке и художественные росписи в зале бывшего ресторана.
А на углу Советской и Флотской улиц можно увидеть редкий образец деревянного модерна. Двухэтажное здание украшено двумя башенками, а окна – богатыми резными наличниками. В начале XX века здесь жила семья немецкого купца, после их отъезда в 1930-х годах дом поделили на коммунальные квартиры. Но в 1980-е городу – побратиму Ярославля Касселю дали возможность вернуть зданию первоначальную планировку, и сейчас здесь располагается «одноименная» гостиница.
И буквально в пяти минутах ходьбы, на Красной площади, вас ждет еще один яркий образец модерна – пожарная каланча постройки 1911 года. Яркие цветовые контрасты и стройный легкий силуэт превращают башню в доминанту большой площади, а на момент возведения она была самым высоким зданием города – 30 м.
Квартирный вопрос
Москвичей, как известно, испортил квартирный вопрос. Однако проблема доступного жилья волновала не только столичных обывателей. Решить ее пытались и до появления льготной ипотеки. Прямо напротив храма Ильи Пророка стоит длинный четырехэтажный дом в стиле конструктивизм. Это так называемый Дом специалистов. В 1928 году жилищно-строительный кооператив «Вперед» построил его для технической интеллигенции города. Ссуда на квартиры выдавалась на 60 лет. Но уже в середине 1930-х политические веяния изменились: отныне жилье могло быть только государственным. Пайщикам предложили выплатить всю стоимость квартир, и в итоге многие остались ни с чем.
Еще одной попыткой решить жилищную проблему стало строительство так называемого Бутусовского поселка, получившего название в честь своего создателя – архитектора Константина Бутусова. Проект отражал представления о том, какой должна быть новая жизнь советского человека. Трех-четырехэтажные дома образовывали систему дворов-садов с бульварами-коридорами. Цветовая гамма зданий ограничивалась сочетанием красного и белого цветов. Инфраструктура предполагала наличие объектов торговли и социально-бытовых услуг, был в районе даже свой клуб.
Среди других ярких образцов конструктивизма: Ярославский дворец молодежи (бывший клуб «Гигант», построенный в 1934 году) и Дом с аркой – главная доминанта ярославской Красной площади. Последний, правда, по своему масштабу и монументальности предвещает наступление эры сталинского ампира, образцы которого украшают отходящую от площади Советскую улицу.
Фото: shutterstock, sobaka.ru, kartarf.ru, adobe, iStock.
Комментарии