«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» – так называется главный выставочный проект Пушкинского музея 2022 года. Он продолжает рассказ о великих династиях московских коллекционеров, начатый экспозицией «Щукин. Биография коллекции» в 2019 году. Начиная с 28 июня посетители смогут увидеть шедевры, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым и ныне находящиеся в собраниях Третьяковской галереи, Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Среди них работы Дени, Сислея, Писсарро, Ренуара, Моне, Синьяка, Майоля, Гогена, Матисса, Пикассо, Васнецова, Коровина, Левитана, Шагала, Кустодиева, Серова, Виноградова, Сурикова и других художников. Экспозиция реконструирует собрания французской и русской живописи, составленные представителями влиятельного рода российских промышленников, братьями Морозовыми на рубеже столетий. Коллекция Михаила Морозова, неоднородная и эклектичная, включала в себя первые в России работы Гогена, Ван Гога и Мунка. Она станет прологом к «идеальному музею» его младшего брата Ивана, который тщательно и последовательно отбирал произведения великих импрессионистов (Моне, Сислея, Ренуара и других) и постимпрессионистов (Ван Гога, Сезанна и Гогена), заказывал монументально-декоративные ансамбли ведущим мастерам своего времени – Дени, Боннару и Матиссу. Ему также принадлежали работы Серова, Левитана и Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Машкова, приобретаемые одновременно с французским искусством. Произведения распределены по залам в соответствии с основными смысловыми центрами коллекции Ивана Морозова и главными этапами ее истории. Впервые за столетие в Москве вместе будут показаны работы французских и русских мастеров, некогда составлявшие единое собрание и равнозначно в нем присутствовавшие.
Импрессионизм. Начало. Покупки в знаменитой парижской галерее Поля Дюран-Рюэля положили начало французской части собрания Ивана Абрамовича. Именно у Морозова оказалось основательно представлено направление импрессионизм. В 1903 году морозовский дом на Пречистенке украсили приобретенные пейзажи Альфреда Сислея и Камиля Писсарро. Ключевыми в коллекции стали и такие работы, как «Бульвар Капуцинок» Моне и «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара.
Сезанн. Alter ego. За неполные десять лет коллекционер стал обладателем 18 картин Сезанна. В отношении любимого художника Морозов действовал как историк искусства, решив представить в собрании весь диапазон творчества Сезанна – от ранней «Сцены в интерьере» до созданного в завершающие годы жизни «Голубого пейзажа».
Парижские салоны. Роль коллекционера-знатока, ценителя нового искусства требовала от Ивана Морозова глубокого понимания современного художественного процесса. Такой «школой вкуса» стали для него салоны – крупные выставки, устраивавшиеся в Париже ежегодно, весной и осенью. Первую парижскую покупку – пастель Луи Леграна – коллекционер сделал весной 1903 года на Салоне Национального общества изящных искусств. С 1904-го он – постоянный посетитель Осеннего салона, славившегося просвещенным либеральным жюри и продуманными ретроспективными выставками. А каждый март Морозов погружался в атмосферу полной творческой свободы на Салоне независимых. Коллекционера привлекали городские сюжеты, фантазии на темы XVIII столетия, цветочные натюрморты. В своей коллекции Морозов сопоставлял работы французов с произведениями русских мастеров на похожие темы.
Дени. Музыкальный салон. Впервые Иван Морозов приобрел работы Мориса Дени в 1906 году на Салоне независимых, а вскоре посетил и мастерскую художника в Сен-Жермен-ан-Ле. Морозов предложил Дени оформить монументальными композициями центральное помещение своего дома – Музыкальный салон. Темой для ансамбля мастер предложил античный миф о Психее. По рекомендации художника Морозов дополнил заказ «вставными» живописными панно и керамическими вазами самого Дени и скульптурами Аристида Майоля: к 1912 году ансамбль сложился полностью. Его своеобразной частью стали и три картины Дени, обрамлявшие вход в интерьер: «Зеленый берег моря», «Вакх и Ариадна» и «Полифем». На выставке Музыкальный салон будет воссоздан в оригинальных пропорциях.
Боннар. Ансамбль вестибюля. Художники, составлявшие в 1890-е годы братство группы «Наби», оказались особенно близки Морозову. В конце 1900-х в его московском доме один за другим появились Музыкальный салон, оформленный Морисом Дени, и парадная лестница с панно Пьера Боннара.
Для Боннара этот заказ начался в 1910 году с выполнения триптиха «У Средиземного моря». Художник никогда ранее не выполнял панно таких размеров. Результат понравился заказчику, и вскоре последовало новое предложение: коллекционер просил Боннара оформить боковые стены вестибюля еще двумя монументальными композициями. Уже в 1912 году панно «Ранней весной в деревне» и «Осенью. Сбор фруктов» были представлены на Осеннем салоне.
Боннар. Идеальный пейзаж. Уравновешенное и гармоничное искусство Боннара стало для Ивана Абрамовича ключом к пониманию как общих принципов французского искусства, так и основ его диалога с искусством русским. Крупные меланхоличные пейзажи – «Лето. Танец», «Лето в Нормандии» или «Пейзаж в Дофине» – были любимы Морозовым, и работы отечественных мастеров с похожими мотивами особенно многочисленны в его коллекции (произведения Александра Головина, Константина Сомова, Петра Уткина, Михаила Ларионова).
Ван Гог. Эмоции и история. Морозов воспринимал творчество художника как важнейшую страницу истории нового искусства. Каждую из пяти принадлежавших ему работ Ван Гога он выбирал с особой тщательностью, обращая пристальное внимание на сложные смысловые ассоциации, как, например, в «Прогулке заключенных», или место картины в биографии мастера, как в случае с созданными на пике творческого диалога с Гогеном «Красными виноградниками».
Гоген. Медитация и экзотика. В создании своей коллекции из 11 полотен «французского таитянина» Поля Гогена Морозов шел вслед за Сергеем Щукиным и досконально знал о роли каждой работы в творческом пути мастера. Философской медитацией наполнены и аллегория прощания с родиной – «Цветы Франции», и обманчивое спокойствие «Пейзажа с павлинами» или «Таитянских пасторалей», и многослойный синтез мировых духовных традиций – полотно «Великий Будда». В интерпретации Морозова экзотика искусства Гогена переплелась с новым пониманием роли неевропейских и народных культур, созвучным этнографическим и кураторским опытам начала ХХ века. Коллекционер видел пересечения с эстетикой Гогена в ряде работ Кустодиева, Рябушкина, Анисфельда, Сарьяна.
Фовизм. Цвет и движение. Наряду со своими ровесниками Гертрудой и Лео Стайнами Иван Морозов целенаправленно составил одну из первых в мире коллекций фовизма. В 1906–1908 годах он активно покупал работы Дерена, Вламинка, Фриеза, Мангена, Марке, Матисса. Нередко коллекционер приобретал работы еще до окончания экспонирования на выставках. В отечественной части собрания динамика и раскрепощенность этих произведений продолжались в работах мастеров русского авангарда, таких как Наталия Гончарова и Михаил Ларионов.
Авангард. «Морозовская поправка». Первую картину Матисса Морозов приобрел в 1907 году. Но серьезный интерес к творчеству этого художника развился лишь к 1909-му, когда коллекционер заказал ему два натюрморта. Один из них, «Фрукты и бронза», близок по композиции «Статуэтке и вазам на восточном ковре» из коллекции Щукина. В 1908-м Иван Абрамович заказал Серову свой портрет на фоне натюрморта французского мастера. Ослепительное небо Северной Африки в «Марокканском триптихе» отозвалось в морозовской коллекции тонами живописи Кузнецова и Сарьяна.
Произведения Пикассо появились в доме на Пречистенке в 1908 году: ранняя работа «Арлекин и его подружка» и «Портрет Амбруаза Воллара». Редкой удачей стала картина «Девочка на шаре»: шедевры «розового периода» уже тогда ценились высоко. Купленная в 1913-м из собрания Гертруды и Лео Стайнов, она стала последним иностранным произведением в собрании Морозова. В годы Первой мировой войны и революции коллекционер сосредоточился на приобретении работ отечественных мастеров, в том числе Шагала.
Выставка будет работать до 30 октября 2022 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии