Недавно открывшийся новый научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» рассказывает о знаменитой арт-коммуне на Верхней Масловке. Сложившаяся в 1920-1930-е, она состояла из главных представителей советского искусства — от Юрия Пименова и Аркадия Пластова до Алексея Грицая и Гелия Коржева.
Многие художники на протяжении десятилетий считали Масловку своим местом силы. Для других она оставалась несбыточной мечтой: далеко не всем удавалось получить здесь жилплощадь с мастерской и стать частью творческой элиты. Небольшой квартал на Верхней Масловке — всего пять домов — появился из-за желания властей решить квартирный вопрос. А заодно собрать в одном месте лучшие творческие кадры. Результатом этого социально-художественного эксперимента стал особый микромир, где дружили, обменивались мнениями, влюблялись, даже ссорились, а порой и завидовали успеху друг друга. У Масловки была и своя инфраструктура — клуб, общественная столовая и даже детский сад, предназначенный для детей художников. Именно в его бывшем помещении, специально отремонтированном, открылся Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников», основанный профессором и коллекционером Василием Деминым.
Первое, что видят посетители, входя в подъезд, — старенький велосипед Юрия Пименова — одного из главных романтиков советского искусства. На выставке «(Не)видимый Город М.», которой открылся новый музей, есть исполненный им городской пейзаж, удивительно меланхоличный — с пустыми телефонными будками («Ночные телефоны», 1960-е). А еще — портрет его супруги Натальи Пименовой кисти Самуила Адливанкина: той самой эмансипированной барышни за рулем автомобиля, известной нам по «Новой Москве».
Экспозиция разбита на тематические залы. В одном конце музея расположен «Зал репутаций», где представлены самые разные авторы, в том числе Давид Штеренберг, Сергей Герасимов, Георгий Нисский, Аркадий Пластов, Татьяна Назаренко. На противоположном конце — зал, посвященный детству, с карнавальными костюмчиками медведя и звездочета, принадлежавшими художнику Николаю Терещенко: в них он выступал здесь, в детском саду, на утренниках. Рядом – его же картина, отразившая воспоминания о тех временах.
По соседству — зал с обнаженной натурой. Дети художников, как часто бывает, росли на работе у родителей и, конечно, видели позирующих моделей. Здесь можно оценить мастерство не только живописцев и графиков, но и скульпторов — например, пластику танца в статуэтке балерины Веры Каминской, изображенной Верой Янсон-Манизер.
Отдельный зал знакомит с «Лицами Масловки»: от портрета Павла Радимова кисти Виктора Цыплакова до современной художницы Ирины Затуловской, изображенной Еленой Шегаль. Нынешняя выставка будет работать до 7 января 2026 года. А уже весной, по словам искусствоведа Кирилла Светлякова, научного консультанта нового музея, зрителей ждет следующий проект. подробности которого пока не разглашаются.
Фото: пресс-служба
 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
						 
						 
						
Комментарии