«Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко» – так называется выставка, которая откроется 18 июня в главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина на Волхонке.
По задумке кураторов, проект осветит не только последовательное становление современного облика Рима, историю изменения его пространства и архитектуры в период с конца XV до середины XVIII века, но и сущностную для Рима идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства. Ведь именно в Риме памятники разных эпох составляют единое целое.
Архитектурный феномен Рима возник в XVI–XVII веках, когда римские папы стали ощущать себя преемниками цезарей и загорелись идеей возрождения древнего города. В Средние века Рим лежал в руинах, некогда гигантский мегаполис сжался до нескольких районов. Начиная с эпохи Возрождения сквозь опустевший город начали прокладывать длинные прямые улицы, соединявшие главные святыни города и предназначенные для торжественных шествий и потоков паломников. Ориентирами путникам становились древние обелиски, что по повелению понтификов ставились перед фасадами церквей – древнее соединялось с современным. Аналогичным образом триумфальные колонны древнеримских императоров увенчивались статуями христианских святых, а фигура архангела Михаила была водружена на бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью и получивший название замка Святого Ангела. Масштабные стройки – от ансамбля Капитолийской площади, спроектированного Микеланджело, до грандиозной базилики Святого Петра, над возведением которой на протяжении 120 лет трудилось несколько поколений архитекторов, – стремились возродить славу древнего города. В XVII веке великолепные барочные ансамбли Бернини и Борромини окончательно реализовали мечту о возрождении Вечного города.
В XVI–XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира. Десятки художников из разных стран стремились запечатлеть его облик: для одних он был важен как средоточие античных памятников, для других – как центр католического мира, для третьих – как образец современной архитектуры. Благодаря этим работам исследователи могут проследить последовательную трансформацию города и его образов: от меланхоличных руинных пейзажей XVI века до триумфальных городских видов эпохи барокко. Внимательный зритель на выставке сможет заметить, как отличаются взгляды художников на город в разные эпохи; увидит, что изменения происходят на нескольких уровнях с различной скоростью: античные памятники почти неизменны, архитектурный пейзаж вокруг них преображается куда быстрее и радикальнее и, наконец, меняются и сами обитатели города – их внешний вид, статус, манеры.
В экспозиции будет представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А. С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея. Среди ключевых экспонатов – планы Рима разных времен, наиболее показательно отражающие преображение города. План Антонио Темпесты (1593) показывает Рим, уже оправившийся от упадка времен Авиньонского пленения и разграбления 1527 года ландскнехтами Карла V. План Рима Джованни Баттисты Нолли (1748) – это первая географически верная карта, фиксирующая облик уже полностью построенного барочного города, в том виде, в каком его центр по большей части сохраняется и по сей день.
Выставка будет работать до 15 сентября.
Фото: пресс-служба
Комментарии