Венская галерея Альбертина до 14 июля показывает масштабную выставку к столетию со дня рождения Роя Лихтенштейна – художника, сумевшего соединить классику с поп-культурой.

Рой Лихтенштейн. «Мы медленно встали». 1964 г.

Свой визуальный язык – простые образы, лаконичные цвета и, конечно, знаменитые растровые точки, как при типографской печати, – Лихтенштейн нашел далеко не сразу. В 1950-е он нередко черпал сюжеты в американской истории и фольклоре и экспериментировал со стилями: от искусства VIII века до модернизма. Переломным для него стал 1961 год, когда он создал свою первую работу в духе поп-арта – Look Mickey, изображавшую Микки Мауса и Дональда Дака. По легенде, невольным вдохновителем стал один из сыновей художника, ткнувший пальцем в книжку комиксов и заявивший: «Спорим, ты не сможешь нарисовать так же хорошо». Тем не менее уже в следующем году Лихтенштейн представил свои поп-арт-произведения на выставке в Нью-Йорке в галерее легендарного коллекционера Лео Кастелли и буквально наутро проснулся знаменитым.

Рой Лихтенштейн. «Поцелуй с облаком». 1964 г.

Сам Лихтенштейн, кстати, не любил комиксы и даже считал их вульгарными, но находил интересными в социальном аспекте. Массовая культура, точнее, выраженное в ней подсознание Америки, стало предметом его изучения – через образы Микки Мауса, моряка Попая, а также классических блондинок и их мужественных кавалеров. Впрочем, Лихтенштейн не просто заимствовал эти изображения у создателей комиксов, в чем его позднее упрекали, но и очищал от ненужных деталей и творчески перерабатывал. А еще добавлял драмы: барышни на его картинах нередко выясняют отношения со своими визави или переживают личную трагедию. Кстати, у подобных работ был и биографический аспект: художник выплескивал на холст чувства, вызванные разводом с первой женой. Еще одной важной темой стали военные баталии: тоже, казалось бы, взятые из комиксов, они перекликались с опытом самого автора, побывавшего на Второй мировой.

Рой Лихтенштейн. «Пейзаж с фигурами». 1977 г.

Обращаясь к массовой культуре, Рой Лихтенштейн изображал не обычные вещи, окружавшие его в повседневной жизни, как порой ошибочно полагают. Он не был реалистом в классическом смысле: его интересовали рекламные буклеты, упаковки, фотографии в газетах и глянцевых журналах – иначе говоря, симулякры, то есть фальшивые, несуществующие образы реальности, придуманные рекламщиками. В этом и состояла сущность поп-арта, обращавшегося к миру потребления и исследовавшего его классическими изобразительными средствами. Лихтенштейн похоронил саму идею разделения искусства на высокое и низкое, соединив, казалось бы, совершенно разные вещи. Надо сказать, обманчивая простота его работ нередко вызывала нападки прессы. Журнал Life в 1964 году даже напечатал статью с провокационным заголовком «Он худший художник в США?».

Рой Лихтенштейн. «Увеличительное стекло». 1963 г.

Говоря о Лихтенштейне, нельзя не вспомнить о его современнике и коллеге Энди Уорхоле, ведь они изобрели поп-арт практически одновременно и независимо друг от друга. Кстати, Уорхол якобы был крайне недоволен, что Лихтенштейн раньше него изобразил Микки Мауса, поскольку собирался сделать это сам. Правда, грустил он недолго и вскоре нарисовал банку с супом Campbell – образ, который принес ему мировую славу. Отношения художников сложно назвать доброй дружбой: скорее, это было соперничество, хотя Энди Уорхол сделал несколько полароидных портретов Лихтенштейна. А последний однажды подколол коллегу и явился на Хэллоуин одетым под Энди со своей будущей женой, изображавшей подругу Уорхола Эди Седжвик.

Рой Лихтенштейн. «Желтое небо». 1966 г.

Любопытно, что оба художника обращались к классическому искусству. Но если для Энди Уорхола та же «Мона Лиза» была частью массового сознания и интересовала его лишь в этом качестве, то отношение Лихтенштейна к классике оказалось куда сложнее. Например, его картина «Женщина в цветастой шляпе» отсылает к работе Пикассо «Дора Маар с кошкой». В то же время в ней присутствуют и намеки на Пита Мондриана с его красно-желто-синей цветовой гаммой и даже на Сезанна и его сложную работу с формой. Аллюзии на высокое искусство сталкиваются с эстетикой комикса и, с одной стороны, вызывают усмешку. Но с другой – и об этом свидетельствовали знавшие Лихтенштейна лично – выражают любовь к классике и преклонение перед ней. И здесь он, всегда опережавший время, не боялся выглядеть несовременным.

Фото: пресс-служба