Самые важные изменения, которые произошли во внешнем облике столицы за недавнее время, – через объективы камер лучших архитектурных фотографов. Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева открывает выставку «Москва. Реальное». 33 знаковых здания столицы, построенных в течение последних десяти лет, а также новые объекты, планируемые к открытию: отреставрированный Дом Наркомфина, Музей русского импрессионизма, парк «Зарядье», ГЭС-2, Большая спортивная арена «Лужники» и другие архитектурные шедевры предстанут в монохромных фотографиях 14 фотографов. Среди них Алексей Народицкий, Ольга Отченашева, Дмитрий Чебаненко, Рустам Шагиморданов, Юрий Пальмин, Михаил Розанов, Илья Иванов, Влад Феоктистов, Даниил Анненков, Дмитрий Чистопрудов, Вадим Щербаков, Дмитрий Яговкин.
«Музею архитектуры по своей специфике сложнее отслеживать современные архитектурные процессы. В основном музей показывает архитектуру прошлого. Но для нас очень важны изменения, которые произошли за последние десять лет в Москве, мне и моим коллегам кажется, что данный процесс на промежуточном этапе необходимо зафиксировать, – говорит директор музея Елизавета Лихачева. – Выставка, которую мы открываем, во многом посвящена и подведению итогов, и взгляду в будущее: архитектура снова становится искусством».
Отобранные к выставке проекты отражают тенденции в современной российской архитектуре. Так, например, БЦ «Аквамарин» (SPEECH, 2012. Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов) – комплекс из четырех зданий, три из которых формируют квартал на Озерковской набережной. «Аквамарин» – очень московское здание. Между корпусами прорезана внутриквартальная улица. Подобное решение типично для дореволюционных московских офисных зданий (Деловой двор, Иван Кузнецов, 1911–1913; Северное страховое общество, Иван Рерберг, 1909–1911). Спаренные колонны на одном из корпусов отсылают к советскому авангарду и пролетарской дорике Ивана Фомина (Дом Динамо, 1928–1931). А ребристый фасад с крупными оконными проемами – к модернистской пристройке к ЦУМу (С. Никулин, Ю. Омельченко, А. Казаков, 1974). «Аквамарин» – пример того, как современное здание за счет тонких отсылок к известным московским постройкам может быть контекстуально городу. Возможно, этот проект проложит путь к новому метамодернизму.
В 2010-х годах Москва появилась на карте архитектурных столиц мира. Иностранные архитекторы (John McAslan + Partners, Diller Scofidio + Renfro, Herzog & de Meuron, Zaha Hadid Architects, Ренцо Пиано, Рем Колхас, MVRDV, Nikken Sekkei) получили возможность реализовывать свои идеи в городе. Международный конкурс и последующая реализация парка «Зарядье» (Консорциум Diller Scofidio + Renfro, Hargreaves Associates, Citymakers, ТПО «Резерв», Сергей Кузнецов, 2017) – во всех отношениях знаковое событие в истории Москвы. Признак того, что город способен внедрять самые передовые, смелые решения. Сам выбор в пользу строительства парка на большой территории в центре столицы вместо коммерческой недвижимости – политический жест, означающий, что человек – главный ресурс в XXI веке и комфортная среда его обитания требует инвестиций.
Московское метро – подземный памятник архитектуры. Больше ни одно метро в мире не обладает столь разнообразной архитектурой высочайшего качества. Метро и сегодня остается лабораторией современной архитектуры, где внедряется много эффектных решений. Яркие примеры таких новых станций – Солнцево, Терехово, Переделкино. Но настоящей жемчужиной подземки стали Мнёвники (Архитектурное бюро Тимура Башкаева, 2021). Смелый дизайн станции основан на применении нетипичного для московского метро материала – голого архитектурного бетона, окрашенного в красный и черный цвета.
Неотъемлемая часть современной архитектуры – сохранение и редевелопмент существующих построек. Мировое значение имела реставрация шедевра московского конструктивизма Дома Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга (Архитектурное бюро «Гинзбург Архитектс», 2020). Дом сохранил жилую функцию как основную. В 2021 году после реконструкции здания бывшей электростанции открылся Дом культуры ГЭС-2 (Renzo Piano Building Workshop). А осенью 2022 года начинается реставрация дома Константина Мельникова.
Москва XXI века – один из самых динамично развивающихся городов мира. Здесь работают ведущие архитекторы, чьи проекты – выдающиеся образцы современной мировой архитектуры. Это парки и музеи, спортивные объекты и образовательные кластеры, деловые кварталы и жилые дома. Все эти объекты формируют уникальный архитектурный облик Москвы. По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, нет сомнений в том, что работа с Москвой как с архитектурным явлением при правильном подходе поможет развитию архитектуры в целом.
Выставка работает с 30 июня до 4 сентября 2022 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии