С начала 1960-х годов в Милане, одной из мировых столиц моды и стиля, проводится Мебельный салон (Salone Internazionale del Mobile di Milano). Он давно заслужил репутацию самого передового смотра дизайнерских решений – на него приезжают все, кто связан с производством предметов мебели, архитектурного декора и систем освещения. В последние годы выставка проходит в миланском предместье Ро (Rho), в роскошном комплексе, построенном по проекту бюро Fuksas. О главных трендах интерьерного дизайна рассказывает участник Миланского мебельного салона Ирина Шутко.
Компактность
Формат самой выставки был непривычно компактным: четыре павильона вместо 26-ти и вертикальная система экспозиций – настоящий вызов для участников. Между прочим, компактность в последнее время становится одной из важных тенденций дизайна на всех уровнях. Этот тренд подхватили почти все владельцы шоурумов Милана, где по традиции показывают экспериментальные новинки. Приезжая в Милан последние 25 лет, я была свидетелем почти всех дизайнерских открытий, которые потом запускались в массовое производство и становились культовыми. В этом году ехала с особым волнением: ну, что там? Вот лишь некоторые наблюдения.
Тактильность
Как правило, салон начинается в апреле – для всех интерьерных дизайнеров и владельцев бутиков это как Новый (мебельный) год. Но в этот раз всемирный карантин перевернул календарь. Миланский фестиваль сдвинулся на сентябрь. Надо сказать, нынешнюю выставку все ждали с противоречивыми чувствами: стоит ли рисковать? Может, достаточно только онлайн-показов? Между тем созданная куратором Стефано Боэри экспозиция (пусть и в мини-варианте) показала, что никакие экраны не заменят живое общение и впечатления от реальных предметов. В конце концов, в дизайне важны все семь чувств, и особенно осязание.
Качество жизни – качество света
Не секрет, что плохое освещение портит глаза. Но также оно портит интерьер и все, что в нем находится, – от мебели до арт-объектов. Это объясняет тот факт, что мы выносим на дневной свет то, что хотим получше рассмотреть. Одна из важных и очевидных тенденций сезона – создание светильников и систем иллюминации с качественным светом. Сейчас происходит стирание грани между архитектурным светом и декоративным, когда профессиональная подсветка перестает быть «обслуживающей», а является частью декора интерьера или экстерьера. Все это увязывается с системой управления светом через приложения в телефоне, интернетом и необходимыми информационными данными. Например, Integralis, одна из таких систем, применяемых Artemide, позволяет оздоровить воздух в помещении в тот момент, когда в нем не находятся люди. Любимые декоративные светильники, конечно, никто не отменял, но все же при выборе освещения сейчас все больше ориентируются не на дизайн светильника, а на его функциональность – на комфортный свет.
Экологичность
Безусловно, важнейшая тенденция последних лет – экологичность материалов, а также технологий, обеспечивающих их производство. Новых синтетических материй почти не появляется. Океанский пластик, переработанный в эковолокна, становится комфортным наполнителем мягкой мебели.
Экоткани, поглощающие шум, делают спальню, спроектированную Патрисией Уркиолой, арт-директором Cassina, чем-то похожим на домик в домике. Коллекции модульных спален, где собственно спальное место – лишь часть общей комфортной системы, собранной по желанию хозяина, – еще одна тенденция. Именно она отлично представлена в последних коллекциях Cassina (авторы Патрисия Уркиола, Филипп Старк, Родольфо Дордони).
Универсальность
Объединение разных пространств в одно целое – не новая тенденция. Но сейчас это происходит по-особому. Даже самому коммуникабельному человеку иногда необходимо побыть одному, спокойно отдохнуть или поработать, отгородившись от внешних раздражителей. Появляется все больше и больше идей многофункционального использования небольших предметов обстановки: из них можно быстро устроить себе дополнительное рабочее место, превратив гостиную в офис, а потом снова сделать ее зоной отдыха.
Коллекции для домашнего офиса становятся все более компактными, мебель для работы растворяется в интерьере. Собственно, то же самое происходит с нашим рабочим графиком на удаленке – отсутствие границы между работой и отдыхом.
Вещи-хамелеоны
Системы хранения становятся все более «прозрачными», шкафы и гардеробные «растворяются» в интерьерах лофтов. Шкафы могут превращаться в «мраморную стену» – современный уровень экоматериалов позволяет создать такую иллюзию. Экоцвета сейчас в моде, но и уходящий гламур и свежее «диско» тоже никто не отменял – новые материалы и красители позволяют поиграть с очень разной стилистикой. Интерьер и мода, пожалуй, никогда не были так близки и так перемешаны, как сейчас. Кажется, что все, что нас окружает, имеет право быть чем-то иным.
Полезный арт
В интерьере все сложнее найти четкую грань между артом и функциональным предметом. Эта тенденция не нова, но появление ультрапередовых технологий и материалов работает на этот тренд. Например, неожиданное использование стекла в его новых патентованных фактурах (Fiam Italia) или же применение старинных венецианских техник дают ощущение рукотворности каждой вещи, ее неповторимости. Если раньше относительно искусства главный акцент делался на стене, где обязательно висела картина, сегодня иной ракурс внимания: интерьерным артом становится скульптура или объект, стоящие в свободном пространстве.
Стекло как главный материал
Стекло с полным правом может называться одним из основных материалов. Будучи абсолютно экологичным, принимающим любую форму и фактуру, в чистом виде или объединенное с минеральными компонентами, оно становится главным элементом отделки. И не только отделки: фактически из стекла возможно собрать весь интерьер – от столов до кроватей. Притом материал по прочности и основательности не будет уступать дереву или металлу. Зато цвет и фактура стекольных изделий практически не знают границ.
Пространство вне дома – тоже дом
Счастливцы те, кто переживал карантин и прочие ограничения в загородных домах. Удивительно, что перед самым локдауном в январе 2019 года на выставках в Кельне и Париже компания Cassina успела представить три великолепные коллекции outdoor. Совершенно комфортные предметы экстерьера выглядели как обычная домашняя мебель. В них был обычный наполнитель, но с уникальной системой не пропускающих влагу внутренних чехлов.
Теперь коллекции outdoor мы увидели в Милане едва ли не у всех производителей. Это уже не просто непромокаемая мебель, а продуманные проекты, говорящие о том, что пространство вне дома – тоже дом. Даже балконы, которые урбанист Родольфо Дордони по праву считает частью жилья и персональным «свежим воздухом» горожанина.
Фото: пресс-служба
Комментарии