«Странствия по древней земле» – так называется выставка произведений выдающегося мастера советского андеграунда, которая начнет работу 13 ноября в Музее нонконформизма / Галерее Надежды Брыкиной на Мясницкой. В экспозиции представлено около 70 работ, включая пейзажи, абстракции и рисунки.

Марлен Шпиндлер следовал собственным принципам в искусстве, отвергнув соцреализм и не примкнув ни к одному подпольному течению. Поэтому долгое время имя этого великого русского художника второй половины ХХ века не имело никаких шансов на то, чтобы стать широко известным.

Занимаясь абстракцией, исследуя границы и возможности чистого жеста, Марлен Шпиндлер одновременно всю свою жизнь писал пейзажи российской глубинки. Неяркая природа, влажно-серый и сумрачный воздух, церковь на пригорке – в мотивах этих образов художник обнаруживает органическую связь с русской традицией, идущей от XIX века. Вместе с тем взволнованная экспрессионистичность живописи, драматические перепады ритма и насыщенность красочного строя выдают в этих работах авангардные опыты.

Проект недаром носит название «Странствия по древней земле». Уезжая подальше от Москвы и наслаждаясь деревенским спокойствием, Марлен Шпиндлер жил пейзажем, растворяясь в работе: «Пейзаж как человек, с ним можно разговаривать, влюбляться в него… Поцеловать нельзя». Особо важными для художника были поездки в Ферапонтово к фрескам Дионисия. Вдохновленный тончайшим мастерством великих иконописцев, Марлен Шпиндлер, следуя их традициям, собирал камни для изготовления своих красок. Художник часто работал темперными красками собственного изготовления, а вместо холста использовал мешковину.

Своим учителем Марлен Шпиндлер считал Андрея Рублева. «Я учился здесь. С утра никто не мешал, ходили в храм, смотрели замечательные фрески. Я брал от всего сердца, что мне надо было», – вспоминает художник свои походы к Успенскому собору во Владимире, где он изучал фрески Андрея Рублева.

Выставка будет работать до 9 февраля 2025 года.

Фото: пресс-служба