Первая за последние 50 лет монографическая выставка Алексея Викторовича Щусева, которая открывается в Музее архитектуры 4 октября, приурочена к его 150-летнему юбилею. Архитектор уникального дарования, Щусев блестяще проявил себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX – первой половины XX века. В экспозицию включено почти 600 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами Алексея Щусева, моделями и макетами. Выставка также позволит взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры.
«Алексей Щусев. 150» – самый масштабный выставочный проект музея за последние десятилетия. Она занимает два главных выставочных пространства: экспозиция в Анфиладе посвящена проектам гражданской архитектуры, в Аптекарском приказе представлено храмовое зодчество мастера.
История становления великого зодчего показана в залах Анфилады. Здесь представлены и его ученические работы в Академии художеств, и первые самостоятельные проекты, и главные творения – Казанский вокзал в Москве, Мавзолей В. И. Ленина, Государственный театр оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте.
Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу – самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет, и ранее неизвестным публике сооружениям железнодорожных линий Арзамас – Шихраны, Нижний Новгород – Котельнич и Казань – Екатеринбург. Здесь посетитель увидит типовые проекты вокзалов, депо, водонапорных зданий, жилых и хозяйственных построек, архитектурного оформления порталов тоннелей.
В разделе «Новая Москва» зрители познакомятся с произведениями, созданными в первые советские годы: планом реконструкции столицы, проектами Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, Дворца труда и Мавзолея В. И. Ленина – одного из ключевых произведений не только в творческом наследии Щусева, но и в истории отечественной архитектуры ХХ века в целом.
Путь от авангардных исканий 1920-х годов к торжеству неоклассики 1930-х иллюстрируют конкурсные решения памятника Христофору Колумбу, Библиотеки им. В. И. Ленина и Центрального телеграфа, реализованные проекты санатория в Мацесте, гостиницы «Интурист» в Батуми, зданий Наркомата земледелия на Садовом кольце и Наркомата внутренних дел на Лубянской площади в Москве, Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси, масштабные замыслы перепланировки центральных улиц и площадей столицы.
Особое место в экспозиции отведено гостинице «Москва», работа над которой сопровождалась скандалом, породившим большое количество легенд, и Государственному театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте. Наряду с архитектурной графикой в зале представлены уникальные предметы декоративно-прикладного искусства: фрагменты подлинного убранства гостиницы «Москва» – гипсовые рельефы для кессонов, лепные украшения, элементы балюстрады и предметы из гостиничных номеров. Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняют авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы росписей фойе.
Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны, его работе по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе. Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым с 1937 года мастерская «Академпроект» продолжала в военные и послевоенные годы.
Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева – Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году. Документы, повествующие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и мудрого организатора. Уникальные произведения искусства: гравюры, акварели, живопись, а также книги и материалы научных экспедиций, включенные в собрание музея, когда Щусев был его директором, свидетельствуют о тонком художественном вкусе мастера.
Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма Святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи. Обращение архитектора к национально-романтическому направлению модерна раскрыто в проектной графике и архивных материалах, связанных с созданием ансамбля Марфо‑Мариинской обители милосердия в Москве, церкви Святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, храма Святителя Николая вместе со странноприимным домом в Бари, Троицкого собора Почаевской лавры, церкви Всемилостивого Спаса в имении Натальевка и многих других.
Кураторы выставки: Наталья Шашкова, Ксения Смирнова, Анатолий Оксенюк, Юлия Ратомская. Архитектура разработана Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер.
Выставка будет работать до 21 января 2024 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии