628 морских миль под парусом от Сиднея до Хобарта в Рождественские каникулы – звучит заманчиво. Но это отнюдь не легкая морская прогулка. Регата Rolex Sydney Hobart Yacht Race стала синонимом мужества и спортивного азарта, а также одним из самых престижных парусных соревнований не только Австралии, но и всего мира.
Из-за дат проведения регаты – она ежегодно стартует в Сиднее 26 декабря, после католического Рождества (в странах Британского содружества это День подарков, Boxing Day) и, миновав пролив Басса, финиширует к Новому году в Хобарте, столице острова Тасмания – может создаться впечатление, что это просто приятное развлечение на каникулах. Если бы не сложность маршрута и погодные условия. Ведь уже с XIX века, когда европейские моряки начали активно осваивать австралийские акватории, они называют Бассов пролив адской мясорубкой. Здесь, в «ревущих сороковых», почти всегда сильный ветер и часто бушуют ураганы, слияние в узком коридоре огромных водных масс Индийского и Тихого океанов порождает сильные переменные течения, полно рифов и мелких скалистых островков, а из Антарктики вполне могут заплыть обломки айсбергов.
Статистика говорит сама за себя: Rolex Sydney Hobart Yacht Race проводится с 1945 года, и за всю ее историю лишь один раз, в 1952-м, финишировало столько же яхт, сколько стартовало – 17. Самым трагичным оказался 1998 год, когда 115 яхт попали в жестокий шторм с 80-узловым ветром (148 км/ч) и 12-метровыми волнами. До Хобарта дошли только 44 из них, пять яхт затонуло, шесть яхтсменов погибло, 55 человек с перевернувшихся яхт удалось спасти. Сегодня RSHYR входит в тройку самых престижных и самых трудных 600-мильных гонок мира, и попробовать силы в столь экстремальных условиях съезжаются рейсеры со всех континентов.
Участвовать в регате могут парусники любого типа, главное – уложиться в размерный диапазон 30-100 футов (9-30 м), отвечать требованиям безопасности и иметь страховку на сумму не менее $3,7 млн. Чтобы уравнять шансы, флот делят на несколько дивизионов по длине и применяют гандикап – «чистый» результат потом корректируется с учетом площади парусов и длины судна. За победу вручается два приза: за лучшее абсолютное время прохождения дистанции и лучшему в пересчете по гандикапу. Насколько непредсказуем этот спорт, говорит курьезный финиш 2006 года – тогда с дистанции сошли самые скоростные яхты, а победу одержала старенькая деревянная Love&War постройки 1974 года.
Однако есть и фанаты, которые строят яхты специально для гонок – настоящие «морские болиды» ультрасовременного дизайна, создаваемые с применением космических технологий. Вспомним хотя бы знаменитую дуэль в дивизионе супермакси между Wild Oats XI, семикратной на тот момент победительницей RSHYR, и спущенной на воду за пару месяцев до старта Comanche, расчетная скорость которой составляла фантастические 40 узлов. Соперники шли ноздря в ноздрю, но поскольку экипаж Comanche не успел как следует «объездить» лодку, дебютантка проиграла, причем с отставанием всего 49 минут. Но уже в 2017 году Comanche поставит абсолютный рекорд регаты – 1 день 9 часов 15 минут 24 секунды, который не побит до сих пор.
А вот для яхтсменов отбор очень жесткий. За полгода до старта все участники проходят предквалификацию – пробную гонку длиной 150 морских миль. Не менее половины членов команды должны иметь сертификат ISAF Sea Survival (курс выживания в море), хотя бы двое – получить сертификат морского радиста, и еще двое – быть врачами или окончить курсы оказания первой помощи в экстремальной ситуации. Костяк экипажей составляют профессионалы, но много здесь и любителей. Ведь даже не победа, а само участие в этой регате становится весомой строчкой в резюме любого яхтсмена.
Так что 26 декабря 2023 подключайтесь к прямым трансляциям в интернете – это стократ интереснее любого реалити-шоу, поскольку и трудности, и борьба со стихией не постановочные, а настоящие. Как всегда, будет на что посмотреть!
Фото: Rolex Sydney Hobart Yacht Race & The Cruising Yacht Club of Australia
Комментарии