К 90-летию Московского метрополитена Музей транспорта Москвы и Музей Москвы представляют масштабный художественно-исследовательский проект, посвященный искусству в московском метро. Выставка «Высоко под землей» исследует метро как «подземный музей», где ежедневно миллионы пассажиров соприкасаются с произведениями искусства: мозаиками, рельефами, скульптурами, витражами и многим другим. Она должна положить начало большому культурно-исследовательскому циклу Музея транспорта Москвы, цель которого – систематизировать и осмыслить искусство Московского метрополитена как культурное явление.
По замыслу кураторов, после посещения выставки, спустившись в метро, мы станем чаще смотреть по сторонам и задирать голову, чтобы полюбоваться на произведения искусства, которые в повседневной спешке просто не замечаем. А между тем первые станции московского метро изначально создавались как подземные дворцы. И экспозиция, в которую вошло более 350 объектов из более чем 25 государственных и частных коллекций, включая Третьяковскую галерею, Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Русский музей, Музей Москвы, это в полной мере подтверждает.
Среди авторов, чьи работы представлены на выставке, – Вера Мухина, Павел Корин, Андрей Кузнецов, Леонид Берлин, а также другие художники и архитекторы, формировавшие визуальный язык станций метрополитена. Особое внимание уделено собственной коллекции Музея транспорта Москвы – впервые демонстрируются макеты и мультимедийные материалы, созданные специально для будущей постоянной экспозиции в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице.
Музей Москвы показывает уникальные фотографии строительства станций метро и их открытия. Кроме того, на выставке можно будет увидеть ряд экспонатов из фондов музея – проект эскалаторной галереи на Воробьевых горах Александра Стрелкова 1959 года, рельефную вставку с дубовыми листьями для кольцевой станции метро «Белорусская» 1950-х годов, планшет с образцами керамической плитки Московского керамико-плиточного завода им. Булганина 1930-х годов и майоликовую плитку для бесшовной облицовки, разработанную специально для строительства метро и использовавшуюся, к примеру, на станции метро «Комсомольская» для оформления переходов в 1950-х.
Экспозиция выставки разделена на четыре тематических блока: «Знакомое», «Забытое», «Грядущее» и «Невоплощенное». В разделе «Знакомое» представлены оригиналы и цифровые копии произведений, которые пассажиры московского метро видят каждый день: мозаики, витражи, медальоны, светильники, архитектурные детали, а также архивные фотографии и видеоматериалы. Среди экспонатов, например, подлинный эскиз Алексея Душкина к станции «Маяковская», выигравший Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, а также фрагмент фарфоровой капители для станции «Киевская» и кольцевой светильник СК-300 Абрама Дамского.
Раздел «Забытое» посвящен павильонам, рельефам, декоративным элементам, утраченным в процессе реконструкций или в результате изменений общественно-политического контекста. Здесь представлены макеты и эскизы оригинальных проектов наземных вестибюлей «Лубянки» и «Курской», утраченного вестибюля «Охотного Ряда» в здании гостиницы «Москва», а также макет встроенного сегодня в здание Павелецкого вокзала павильона станции «Павелецкая». В этом разделе можно увидеть, например, медальон Веры Мухиной для «Семеновской» (до 1961 года – станция «Сталинская»), созданный в 1944 году.
Часть выставки «Грядущее» обращена в будущее: мультимедийная инсталляция, созданная с помощью нейросетей, визуализирует художественные решения для новых станций, которые будут построены в ближайшем будущем.
В тотальной инсталляции «Невоплощенное» представлены архитектурные проекты и художественные эскизы, которые не были реализованы. Это цифровые копии конкурсных проектов станций метро «Библиотека имени Ленина» и «Автозаводская», эскиз наземного вестибюля станции метро «Бауманская» Бориса Иофана и многое другое.
Выставка будет работать до 24 августа.
Фото: пресс-служба; предоставлено Московским метрополитеном
Комментарии