21–23 марта на международном автодроме в Шанхае гонщики «Формулы-1» будут разыгрывать Гран-при Китая. А сотни тысяч зрителей – следить за перипетиями борьбы на уникальной трассе и удивляться диковинкам самого густонаселенного города мира.

После пятилетнего перерыва, связанного с ковидными ограничениями, Китай снова принял у себя культовую гонку в 2024 году. А затем организаторы подтвердили, что шанхайский этап останется в календаре чемпионата до 2030 года – к вящей радости болельщиков, ведь автодром Shanghai International Circuit признан одной из самых интересных трасс мира. «На этой трассе по-настоящему проверяется мастерство наших гонщиков, – заявил президент и исполнительный директор “Формулы-1” Стефано Доменикали, – и мне очень приятно видеть тот высочайший уровень поддержки, которой встречает нас эта страна». Если учесть, что Шанхай – крупнейший мегаполис Поднебесной и самый большой по численности населения город планеты, то поездка наверняка запомнится не только посещением гонки, но и массой других ярких впечатлений: уж чего-чего, а достопримечательностей здесь хватает.

Это и архитектура с диапазоном стилей от храма Нефритового Будды до высочайшей в Азии телебашни «Восточная жемчужина», и места культурно-познавательной направленности, начиная с десятков музеев и заканчивая зоопарком, где представлено более 7 тыс. видов животных, и развлечения, от самобытной пешеходной улицы Нанкинлу до Диснейленда и города на воде Чжуцзяцзяо, который называют китайской Венецией, и спортивные объекты, включая первоклассные гольф-клубы, и, конечно, бесчисленные рестораны, более полутора сотен из которых включены в Michelin Guide.
Но вернемся к автодрому. Он был открыт в 2004 году в северо-западном пригороде Цзядин, причем построили масштабный гоночный комплекс на месте рисовых полей в рекордный срок, всего за 18 месяцев. Сейчас до него легко добраться на метро, минуя пробки, – прямо напротив входа на линии 11 построена станция Shanghai Circuit.

Уникальную трассу длиной 5451 км спроектировал немецкий дизайнер Герман Тильке, знаменитый разработчик гоночных треков «Формулы-1». Ее схема напоминает китайский иероглиф «шан» («высоко», «всходить») – первый знак в названии города Шанхая, и представляет собой причудливую комбинацию крутых виражей, дуг с переменным радиусом и прямых участков, да еще и с общим перепадом высот около 7 м. Трек славится одной из самых сложных систем поворотов (их 16, семь левых и девять правых), но в проект заложены и возможности для обгона: ширина дорожного полотна варьируется от 13 до 20 м, а между 13-м и 14-м поворотами находится скоростная прямая протяженностью 1175 м. И хотя из-за особенностей трассы скоростных рекордов ждать не приходится (шанхайский максимум 340 км/ч, тогда как лучший результат F1 в целом – 372,54 км/ч), именно трудность прохождения дистанции придает Гран-при Китая необыкновенный драматизм и сопровождается зарядом адреналина.

На преодоление 56 кругов по Shanghai International Circuit, в сумме 305 066 км, болидам обычно требуется чуть больше полутора часов. Все остальное время гоночного уикенда болельщики – а их автодром вмещает одновременно до 200 тыс., 30 тыс. из которых располагаются на главной трибуне с видом на 80% трассы, – тоже не будут скучать. К их услугам современная инфраструктура, множество сопутствующих развлечений и аттракционов. Большой популярностью пользуются так называемые гонки поддержки: китайская F4 и Porsche Carrera Cup Asia. По скоростям они уступают F1, но дают любителям автогонок дополнительную возможность оценить технические характеристики автомобилей и мастерство пилотов. А в регламент Гран-при Китая в 2025 году, между прочим, включен спринт: в пятницу пройдет единственная тренировка и квалификация к спринту, в субботу – спринт и квалификация к главной гонке, в воскресенье – собственно, кульминация борьбы.
Билеты, как правило, продаются пакетом на все три дня. Каких-то особых люксовых условий на автодроме не предусмотрено, дорогие варианты типа Paddock Club гарантируют хорошие места на трибуне (к слову, чем выше, тем больше трассы видно), более изысканный обед с вином и бар с шампанским, а главное, доступ в святая святых – на пит-лейн и в паддок, где базируются команды и гонщики.
Фото: shutterstock.com
Комментарии