Со дня создания палехской лаковой миниатюрной живописи, принесшей старинному иконописному центру всемирное признание, 5 декабря исполнилось 100 лет. К этому событию приурочена экспозиция во Всероссийском музее декоративного искусства.

Вакуров И.П. Шкатулка «Лесная песня». 1945 г. 

«Палех, говоря без преувеличения, единственное место в мире, где еще жива дивная сказка прошлых времен той поры русской культуры, когда ее искусство имело мировое значение», – так писал в 1925 году искусствовед А. В. Бакушинский. Годом раньше палехские художники приняли участие в международной выставке в Венеции в 1924 году, затем – в Париже, где представили новое искусство миниатюры, ошеломив профессионалов и широкую публику. Оно по-прежнему живо и развивается, и доказательство тому – нынешняя выставка.

Здесь демонстрируются работы ведущих художников прошлого и настоящего: «Косарь» и «Пахарь» И. И. Голикова, «Капустницы» и «У родника» И. В. Ливановой, «Жнитво» И. В. Маркичева, «Лад» и гимн Родине «О светло, светло и красно украшена земля русская» Б. М. Ермолаева, а также монументальное произведение современного мастера Н. П. Лопатина «Слово о полку Игореве». Новое направление – палехский натюрморт – будет представлено работами Ю. В. Петрова и Н. А. Козловой.

Ведущим мастером современного Палеха Андреем Мельниковым с художниками его мастерской специально для юбилейной выставки был написан домашний иконостас. Он трехчастный, слева и справа – Акафисты Богоматери и Спасителю, центральная часть посвящена великому защитнику Руси Дмитрию Донскому, князю Московскому, великому князю Владимирскому и князю Новгородскому, который объединил русские земли в борьбе против иноземного нашествия.

Выставка «Преображение. К 100-летию нового искусства Палеха» будет работать до 21 января.

Фото: пресс-служба